Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) творчества были использованы музыкально - творческие задания, на основе которых составлена диагностика.
Цель: изучить особенности восприятия музыкальных произведений, создания творческих картин, развитие творческого воображения детьми старшего дошкольного возраста.
Задание№1
1)Прослушать музыку П.И.Чайковского «Жаворонок».
2)Мысленно нарисовать картину.
3)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
4)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.
5)Уметь подобрать в памяти стихотворную строчку, иллюстрационную картину
6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).
7)Пластикой показать (без слов) о чем эта музыка.
Задание№2
1)Прослушать музыку Г.Свиридова «Метель».
2)Мысленно нарисовать картину и проиграть на музыкальных инструментах.
3)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
4)Уметь рассказать о картине которую мысленно нарисовал.
5)Уметь подобрать в памяти стихотворную строчку, иллюстрационную картину.
6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).
7)Пластикой показать о чем эта музыка.
Задание№3
1)Прослушать музыку Е.Тиличеевой «Лошадки».
2)Мысленно нарисовать картину и проиграть (прохлопать).
3)Уметь рассказать о картине которую мысленно нарисовал.
4)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
5)Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.
6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).
7)Пластикой показать, о чем эта музыка.
Задание№4
1)Прослушать музыку Э.Григ «Шествие гномов».
2)Мысленно нарисовать картину, проиграть на музыкальных инструментах и выполнить элементы танца.
3)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.
4)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
5)Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.
6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).
7)Пластикой показать, о чем эта музыка.
Задание№5
1)Прослушать музыку Е.Тиличеевой «Веселые лягушата».
2)Мысленно нарисовать картину, проиграть на музыкальных инструментах и выполнить элементы танца.
3)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.
4)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
5)Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.
6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).
7)Пластикой показать, о чем эта музыка.
Все задания дети выполняли с удовольствием, не смотря на то, что определенные вопросы вызывали у некоторых детей затруднение, а некоторые отказывались выполнять задания.
Диана – проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения.
Дима – умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.
Максим – выразительно рассказывает о характере музыки, подробно описывает нарисованную мысленно картину, самостоятельно подбирает стихотворную строчку и иллюстрационную картину, уверенно справляется с пластикой и хореографическим заданиями.
Наташа – умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки. Эмоциональна и раскрепощена в передаче образов.
Артем – с удовольствием слушает музыкальные произведения, свободно фантазирует, создает воображаемую картину и различные ситуации. Творчески подходит к процессу придумывания конца истории, сказки.
Захар – эмоционально, восторженно участвует в обсуждении картин, создании музыкальных образов. Придумывает свои сюжетные линии и образы.
Арина – активно участвует в обсуждении характера музыки, дает точные правильные, развернутые ответы, но не эмоциональна, зажата, скованна в проявлении чувств.
Лиза – передает настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
Иса – затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку.
София – редко проявляет инициативу, затрудняется в передаче образа, чувств, эмоций пластикой. Не выразительно поет и читает стихотворения, не может воспроизводить ритмический рисунок музыкального произведения.
Это интересно
Периодизация возрастного развития ребенка. Краткая характеристика основных
показателей возраста
Проблема возраста и возрастная периодизация психического развития ребёнка. Периодизация, разработанная Д. Б. Элькониным. Понятия основных показателей возрастного развития: ведущий тип деятельности, психические и личностные новообразования, кризис, система значимых отношений. Краткая характеристика ...
Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников
На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте, любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность — с другой, определяют положительное отношение учащихся к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по ...
Одаренность, одаренный ребенок: сущность, структура, особенности
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность – это качественное своеобразное со ...