Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) творчества были использованы музыкально - творческие задания, на основе которых составлена диагностика.
Цель: изучить особенности восприятия музыкальных произведений, создания творческих картин, развитие творческого воображения детьми старшего дошкольного возраста.
Задание№1
1)Прослушать музыку П.И.Чайковского «Жаворонок».
2)Мысленно нарисовать картину.
3)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
4)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.
5)Уметь подобрать в памяти стихотворную строчку, иллюстрационную картину
6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).
7)Пластикой показать (без слов) о чем эта музыка.
Задание№2
1)Прослушать музыку Г.Свиридова «Метель».
2)Мысленно нарисовать картину и проиграть на музыкальных инструментах.
3)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
4)Уметь рассказать о картине которую мысленно нарисовал.
5)Уметь подобрать в памяти стихотворную строчку, иллюстрационную картину.
6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).
7)Пластикой показать о чем эта музыка.
Задание№3
1)Прослушать музыку Е.Тиличеевой «Лошадки».
2)Мысленно нарисовать картину и проиграть (прохлопать).
3)Уметь рассказать о картине которую мысленно нарисовал.
4)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
5)Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.
6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).
7)Пластикой показать, о чем эта музыка.
Задание№4
1)Прослушать музыку Э.Григ «Шествие гномов».
2)Мысленно нарисовать картину, проиграть на музыкальных инструментах и выполнить элементы танца.
3)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.
4)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
5)Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.
6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).
7)Пластикой показать, о чем эта музыка.
Задание№5
1)Прослушать музыку Е.Тиличеевой «Веселые лягушата».
2)Мысленно нарисовать картину, проиграть на музыкальных инструментах и выполнить элементы танца.
3)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.
4)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
5)Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.
6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).
7)Пластикой показать, о чем эта музыка.
Все задания дети выполняли с удовольствием, не смотря на то, что определенные вопросы вызывали у некоторых детей затруднение, а некоторые отказывались выполнять задания.
Диана – проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения.
Дима – умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.
Максим – выразительно рассказывает о характере музыки, подробно описывает нарисованную мысленно картину, самостоятельно подбирает стихотворную строчку и иллюстрационную картину, уверенно справляется с пластикой и хореографическим заданиями.
Наташа – умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки. Эмоциональна и раскрепощена в передаче образов.
Артем – с удовольствием слушает музыкальные произведения, свободно фантазирует, создает воображаемую картину и различные ситуации. Творчески подходит к процессу придумывания конца истории, сказки.
Захар – эмоционально, восторженно участвует в обсуждении картин, создании музыкальных образов. Придумывает свои сюжетные линии и образы.
Арина – активно участвует в обсуждении характера музыки, дает точные правильные, развернутые ответы, но не эмоциональна, зажата, скованна в проявлении чувств.
Лиза – передает настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
Иса – затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку.
София – редко проявляет инициативу, затрудняется в передаче образа, чувств, эмоций пластикой. Не выразительно поет и читает стихотворения, не может воспроизводить ритмический рисунок музыкального произведения.
Это интересно
Формирования познавательных процессов в различных видах деятельности
В основу обучения положена идея самостоятельного формирования необходимых знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых. В основе организации обучения лежит личностно-деятельност ...
Познавательная сфера личности в процессе обучения
Познавательные психические процессы, как составная часть любой человеческой деятельности. Основные познавательные процессы. Неравномерность возрастного развития познавательной сферы личности. Учёт возрастных и индивидуальных особенности познавательной сферы ребёнка в процессе обучения. Диагностика ...
Лидерство и руководства в малых группах
При характеристике динамических процессов в малых группах, поэтому крайне важно сделать, прежде всего, терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина и определены различия в соде ...