Экспериментальная работа проводилась на базе д/с «Алпамыс» г.Караганды с сентября 2012г. по февраль 2013 года. В эксперименте учувствовало 49 детей: 25 детей старшей группы «Аққу» экспериментальная группа; 26 детей старшей группы «Қызғалдақ» - контрольная группа.
Констатирующий эксперимент
Цель - выявить начальный уровень развития творчества детей в процессе театрализованной деятельности.
Методы исследования на данном этапе:
1.Беседа с детьми;
2.Наблюдение и анализ театрализованной деятельности;
3.Экспериментальные занятия;
4.Описание и анализ результатов констатирующего этапа.
Прежде чем приступить к определению основных методов и форм развития творчества детей в процессе театрализованной деятельности, была проанализирована ситуация в группах. Для этой цели были использованы методики диагностики творческих способностей для детей 4-5 лет (В. Синельников, В. Кудрявцев) (Приложение Ж).
Были продиагностированы следующие способности детей:
- преобразование «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия;
- превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию;
- активизация и развитие творческого воображения.
Обработка данных методики «Солнце в комнате» осуществлялась по пяти бальной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно»).
2.«Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко).
3. Содержательное устранение несоответствия простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице»).
4.Содержательное устранение несоответствия сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу»).
5. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.).
Обработка данных методики «Как спасти зайку» осуществлялась по трехбалльной системе:
Первый уровень. Ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора.
Третий уровень. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.
Все дети с желанием и заинтересованностью подходили к заданиям. В процессе диагностирования было выявлено, что ребята быстрее, легче, активнее справлялись с решением ситуаций во второй методике «Как спасти Зайку». При работе с конкретными предметами (блюдце, карандаш, лист бумаги, сдутый шарик) они более творчески подходили к процессу, проявляя фантазию и нестандартные подходы к решению проблемы (Приложение З). Результаты диагностики развития творческих способностей по методикам (В.Синельников, В.Кудрявцев) отражены в таблице 1.
Таблица 1
Диагностика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Методики |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий | |
% |
% |
% |
% |
% |
% | |
«Солнце в комнате» |
11,6% |
53,8% |
34,6% |
12% |
64% |
24% |
«Как спасти Зайку» |
15,4% |
23% |
61,6% |
28% |
32% |
40% |
Данная таблица свидетельствуют о примерной равноценности состава групп. В контрольной и экспериментальной группах соотношение между детьми по уровню развития творчества примерно одинаково.
Это интересно
Речь и развитие речевых процессов
Речь – основная форма общения, опосредованная языком. Основными функциями речи являются следующие: 1) Речь – самое совершенное, емкое, точное и быстрое средство общения людей. В этом заключается ее коммуникативная (межличностная) функция; 2) внутрииндивидуальная функция речи состоит в том, что речь ...
Система и методы проверки знаний в школе
В школе проводится текущая и итоговая проверка знаний. Для осуществления текущего контроля применяются следующие виды проверки: устный опрос, проверка письменных домашних работ, контрольные работы, повседневное наблюдение. Эти виды проверки проводятся на уроке в специально отводимое время, либо в п ...
Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ ...