Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного комплекса методов и приемов по развитию творчества детей в процессе театрализованной деятельности. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.
Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной группы смогли дать анализ значения творчества. Максим Б. по прослушанному произведению Г.Свиридова «Тройка» составил такой рассказ: «Дедушка Мороз собрался к детям в детский сад на праздник. Но поднялся буран и все дороги замело. Никак не мог Дедушка Мороз добраться до ребят. И тут его друг и помощник – Снеговик пришел ему на помощь. Снеговик запряг коней в веселую тройку, повесил на дугу звонкие колокольчики и повез Дедушку к ребятам. Так Дед Мороз смог попасть на Новогодний праздник и порадовать детей». Мы видим, что ребенок составил рассказ из сложных предложений, проявил творчество и изобретательность в создании сказочного сюжета.
С детьми был проведен контрольный срез выявления уровней развития творчества по следующим критериям: неконструктивный уровень, исполнительский уровень, продуктивный уровень.
Данные уровней развития творчества на контрольном этапе представлены в рисунке 2.
Рисунок 2. Уровни развития творчества
Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился творческий потенциал и по показателям они обогнали контрольную группу.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к театрализованной деятельности, они научились пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства, развились способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении, проявилась склонность к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
- у родителей также замечен повышенный интерес к театральному творчеству. Они с удовольствием работают с детьми над ролями, помогают в оформлении и постановке спектаклей.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что творчество детей старшего дошкольного возраста успешно развивается, если:
- создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности;
- приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
А так же творчество дошкольников в процессе театрализованной деятельности должно базироваться на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом нужно учитывать психологическую комфортность, которая предполагает:
1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
3) развитие реальных мотивов:
- игра и обучение не должны быть из-под палки;
- внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
- внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Творчество - далеко не новый предмет исследования. Проблема творчества вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Это интересно
Музыкальное искусство в современном социокультурном образовательном
процессе
Образовательная область «Искусство» с первых лет становления общеобразовательной школы занимала достойное место в ряду других образовательных областей. «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Пение и ритмика должны ...
Становление урока музыки как урока искусства
Современный взгляд на урок музыки все больше отстаивает то положение, что урок музыки прежде всего должен быть уроком искусства. Сторонников преподавания музыки в школе как искусства становится все больше. Однако именно в понимании того, что нужно сделать, чтобы урок музыки стал действительно уроко ...
Особенности организации досуга детей – воспитанников детского дома в
каникулярное время
В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти дети находятся в условиях социальной депривации уже в силу того, что они лишены самого главного для ребёнка – семьи, которую не ...