Низкий уровень: Дети отказываются определить музыкальный жанр (танец, марш, песня), не могут точно подобрать иллюстративную картину, не выразительно читают стихотворения, отказываются от выполнения задания (самостоятельно определить средства музыкальной выразительности, высказываться о них, соотнося свои высказывания с эмоционально - образным содержанием музыкального произведения).
Нами были выявлены наиболее информативные критерии оценки развития творческой активности личности дошкольника:
1. Способность к творчеству.
2. Коммуникативность.
3. Интеллектуальные особенности творческой личности.
4. Произвольность в театрализованной деятельности.
5. Эмоциональность и выразительность.
6. Самооценка и самокритичность.
Способность к творчеству - оригинальность в решении игровой ситуации, представлении своего героя; инициативность, то есть умение предложить интересную идею или тему игровой драматизации; уклонение от шаблона; импровизация авторского текста; исследовательский интерес; наличие творческого потенциала.
Коммуникативность - наличие связной речи, то есть умение понятно и четко изъясняться; умение общаться со сверстниками; умение слышать партнера по игре; способность регулировать с помощью речи собственную деятельность.
Интеллектуальные особенности творческой личности - воображение; способность к анализу; способность к обобщениям; речь; память; эмоциональное восприятие.
Произвольность в театрализованной деятельности - способность идентифицировать себя с характером персонажа; контроль над этапами игровой деятельности; умение подчиняться правилам игры.
Эмоциональность и выразительность - восприимчивость; умение распознавать эмоциональное состояние другого человека; эмоциональный тонус; способность к сопереживанию; способность к эмоциональным открытиям; умение выразить свое отношение к характеру героя и произведению в целом; артистичность.
Самооценка и самокритичность - умение оценить результаты своей деятельности; умение найти ошибки и исправить их без помощи взрослого; умение критично относиться к своему исполнению.
На основании данных критериев было выделено три уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста:
1. Неконструктивный уровень.
2. Исполнительский уровень.
3. Продуктивный уровень.
Неконструктивный уровень включает в себя следующие качественные показатели:
- ребенок не проявляет инициативы, шаблонность в решении проблем, неоригинальность в выборе характеристик персонажей, отсутствие любознательности, незаинтересованность, отсутствие полной реализации творческого потенциала;
- ребенок замкнут, неспособен регулировать свое поведение, проявляет нежелание общаться со сверстниками, не умеет слушать педагога;
- у ребенка отсутствует целостное дифференцированное восприятие окружающего мира, нечеткость в анализе, расплывчатость обобщений, затруднения в запоминании, забывчивость и неточность воспроизведения, несвязность речи, обрывочность высказываний, отсутствие планирующей и регулирующей функций речи, отсутствие воображения и фантазии;
- у ребенка не сформировано умение представить условные характеристики персонажа, неспособность разграничить реальную и условную воображаемую ситуацию, ребенок не способен контролировать ход развития сюжета, не умеет подчиняться правилам игры и инструкциям педагога;
- ребенок не уверен в себе, отрицательный эмоциональный фон настроения, колебания настроения, невыразительность, неумение распознавать эмоциональное состояние другого человека, заторможенность;
- у ребенка не сформирована способность к самооценке, но он стремится оценить результат партнеров по игре, ожидает помощи взрослого, преобладает некритичность.
Исполнительский уровень включает в себя следующие качественные показатели:
- ребенок проявляет нежелание выходить за рамки знакомых ранее сценариев, расставаться с любимыми героями, заинтересован играть только положительных героев, отмечается наличие любознательности, ребенок способен к частичной реализации творческого потенциала;
- ребенок в общении со сверстниками односторонен, проявляет избирательность в общении, способен инструктировать партнера по ходу сценария;
- у ребенка восприятие константно, память непроизвольная, кратковременная, механическая, наблюдается проявление предпосылок словеснологического мышления, то есть анализируя, ребенок выбирает только существенные характеристики; сравнивая, ищет различия; обобщает конкретные понятия. У ребенка хорошо развита зрительная память, в речи преобладает диалог, недостаточный словарный запас, у ребенка сформировано умение воспринять условность игровой ситуации;
Это интересно
Электронография
Электронография – это метод исследования строения вещества, основанный на дифракции электронов. Принципы электронографии практически ничем не отличаются от основ рентгеноструктурного анализа. Электроны интенсивно поглощаются веществом, поэтому электронографические исследования проводятся в глубоком ...
Психолого-педагогическая характеристика
младших школьников с умственной отсталостью
Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60- х годов интерес к ним ещё более возрастает. Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, О.Е.Фрейров, М.Г.Блюмина, И.Л.Юркова и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной пед ...
Собрание сочинений Г.Песталоцци
Собрание сочинений Песталоцци вышло ещё при его жизни (Тюбинген и Штуттгарт, 1819 - 1826). На русском языке избранные педагогические сочинения Песталоцци вышли впервые в "Педагогической Библиотеке", издаваемой Тихомировым и Адольфом (М., 1893 и сл.). Сочинения Песталоцци: "Исповедь&q ...