При характеристике динамических процессов в малых группах, поэтому крайне важно сделать, прежде всего, терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии.
Б. Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:
1) Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2) Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3) Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается этот процесс называется целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;
4) Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;
5) Руководство подчинёнными в отличие от лидерства обладает гораздо более определённой системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) Процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7) Сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе (Парыгин, 1971. стр. 310311). Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.
Стили лидерства.
Стиль лидерства (стиль руководства) для лидера (руководителя) система приёмов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены 3 стиля лидерства: авторитарный (жёсткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. п.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. п.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.).
Варианты описания стилей лидерства: директивный, коллегиальный, либеральный и др. В советской социальной психологии показано, что стиль лидерства является предпосылкой и следствием уровня группового развития. Типичным для групп высшего уровня развития является коллективистский стиль лидерства (руководства), предполагающий ответственность руководителя перед коллективом и сознательное подчинение руководителю, полновластие и самодеятельность трудового коллектива.
Процесс принятия группового решения.
Групповое принятие решений осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. В данном случае речь идет о групповом обсуждении какой-либо проблемы, в результате которого группа принимает определённое решение. Среди выделяемых специалистами переменных процесса принятия группового решения весьма существенное место занимает задача: во многом она может быть квалифицирована как источник и объект этого процесса.
Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз:
1) установление фактов (групповое интервью);
2) оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов);
3) поиск решений;
4) принятие решений.
Групповая дискуссия метод, применяемый в практике руководства коллективами, имеющий целью интенсивное обсуждение и решение групповой задачи.
Иногда группа отклоняет возникающие крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений. Этот процесс усреднения групповых решений был назван процессом нормализации группы.
Групповая нормализация социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, когда первоначально разнородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и при её завершении приобретают характер единого, разделяемого всеми усредненного мнения.
Сдвиг риска феномен, проявляющийся в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку.
Групповая дискуссия может приводить к своеобразному явлению внутри групповой структуры, которое получило название поляризация группы.
Групповая поляризация социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе которой разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а оформляются к концу дискуссии в две противоположные позиции, исключающие любые компромиссы.
В ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы, а более “средние” мнения как бы отмирают.
Это интересно
Урок и его организация
В наших условиях, когда занятия по сольфеджио происходят всего один или два раза в неделю, каждый проведенный урок имеет громадное значение. Некоторые формы работы, например: анализ на слух - вообще не могут быть проведены без педагога. Да и пение, в записи диктанта, в чтении с листа основное напра ...
Практические занятия по формированию и укреплению интереса к обучению у
младших школьников
Как же повысить учебную мотивацию младшего школьника? Способов много. Очень интересным нам показался опыт одной французской учительницы - Сесиль Лешас. «Сейчас не будем говорить об организации урока. Мне хочется рассказать о нескольких забавных мелочах, которые помогают моим ученикам заниматься с и ...
Организация работы в группах для детей с ФФН
В соответствии с типовым положением определены основные направления организации работы дошкольных учреждений для детей с ФФН в двух возрастных группах: старшей – для детей 6 года жизни и подготовительной – для детей 7 года жизни. Коррекционное воздействие в этих группах осуществляется строго в соот ...