Познавательные психические процессы, как составная часть любой человеческой деятельности. Основные познавательные процессы. Неравномерность возрастного развития познавательной сферы личности. Учёт возрастных и индивидуальных особенности познавательной сферы ребёнка в процессе обучения. Диагностика познавательных процессов. Формирование познавательных процессов в различных видах деятельности.
Психические процессы, как основа функционирования психической сферы человека.
Психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, воображение, внимание, мышление, речь.
Психические эмоционально-волевые процессы: эмоции и чувства, воля.
Известно, что психика является особой формой отражения объективной реальности, присущей только живым существам. При этом само отражение не только представляет продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации и управления ею. Следовательно, психические явления представляют собой необходимый внутренний момент предметной деятельности человека. Основные познавательные процессы.
Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т. д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные операции, в качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т. д. Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Например, характерной чертой восприятия является его осмыслённость. «Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нём сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории».
Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения — это значит, прежде всего, активизировать их мышление. Важность этой задачи неоднократно подчёркивал видный советский психолог С. Л. Рубинштейн: «Важнейшим делом (обучения) является воспитание мышления, способности не только владеть фиксированными операциями, приёмами, включаемыми по заранее заданным признакам, но и вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».
Педагогическая физиология – это комплексная интегральная система знаний, объединяющая возрастную физиологию и возрастную психофизиологию с педагогикой, решающая вопросы роста и развития ребёнка на ранних этапах возрастного развития и влияния на эти процессы всего комплекса условий обучения и воспитания.
Длительность, постепенность и неравномерность развития определяет различия функциональных возможностей организма при взаимодействии с факторами обучения и воспитания. Именно поэтому, одной из главных задач педагогической физиологии является разработка физиологических основ эффективной организации учебного процесса, физиологического обоснования новых методик обучения.
Более 130 лет назад великий русский педагог К.Д. Ушинский в своей работе «Человек, как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» обосновал необходимость для педагога и педагогики знания тех наук, на которых «основываются правила педагогической теории». Выделяя эти науки, Ушинский впервые отличает физиологию как ту область знания из которой «педагогика ещё не черпала». Несмотря на то, что с момента написания этого труда прошло почти 150 лет, ситуация практически не изменилась. Педагог по-прежнему имеет весьма поверхностные знания о закономерностях роста и развития ребёнка, об оптимальных нагрузках, о влиянии учебной деятельности и об изменении в процессе этой деятельности функционального состояния организма и многих других физиологических и психофизиологических закономерностях, без знания которых невозможно сделать образование адекватным и эффективным.
Это интересно
Краткая характеристика каждого возрастного периода школьника по основным
показателем
Для начального общего образования на данном этапе развития общества приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер в ...
Нарушение школьной адаптации как междисциплинарная
проблема
Проблема охраны психического здоровья детей актуальность которой становится все более очевидной в связи наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среды детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-пс ...
Салфетки для чайного стола
Салфетка является обязательным предметом сервировки. Для чайного стола принято использовать цветные изделия размером 35 на 35 см. Используются два вида салфеток – полотняные и бумажные. В качестве материала чаще всего используются лен или хлопок. Очень практичны салфетки из тканей с добавлением син ...