Анализ упражнения
- Кого ты выбрал художником, рисующий твой портрет?
-Что ты чувствовал, когда тебя рисовали?
- Кто выбрал тебя художником?
-Как вы пришли к решению, кого, где нарисовать?
-Ты доволен своим портретом?
-Понравилось ли тебе работать с другими ребятами?
-Какой микрогруппе больше потребовалось времени?
-Портрет, какой команды вам больше понравился?
Заключение
-Как вы считаете, помогает ли вам сотрудничество при решении важных вопросов и проблем?
- Что вы испытывали друг к другу в процессе сотрудничества?
-Будете ли вы использовать сотрудничество в общении с людьми?
Занятие 11. «Поведение в конфликте»
Цель:
тренировка умения взглянуть на конфликтную ситуацию с разных точек зрения и выработка навыков по их эффективному разрешению.
Основная часть
Педагог:
Сегодня мы поговорим о конфликте. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.
Правила предупреждения конфликтов.
•Не говорите сразу с возбуждённым человеком;
•Прежде чем сказать о неприятном постарайтесь создать доброжелательную
атмосферу, отметьте заслуги и хорошие дела человека;
•Постарайтесь посмотреть на проблему иначе, поставьте себя на место другого человека;
•Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение,
не скупитесь на похвалу и добрые слова;
•Умейте заставить себя промолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок.
Упражнение 1. «Разбор конфликтных ситуаций».
В течение 10 мин каждый участник группы описывает какую- либо конфликтную ситуацию.
Группа делится на подгруппы. В подгруппах каждый участник зачитывает свою ситуацию. Участники предлагают варианты выхода из анализирующей ситуации, выбирают один эффективный вариант. Подгруппа выбирает самую конфликтную ситуацию.
Каждая микрогруппа предлагает свою ситуацию для общего обсуждения. Можно ситуации разыграть. Упражнение занимает достаточно много времени.
В обсуждении конфликта желательно выяснить, как каждый понимает проблему. Проследить, соответствует ли поведение каждого участника сложившейся ситуации, отметить вопросы, в которых участники конфликта либо расходятся, либо солидарны и понимают друг друга. Решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации, выработка взаимовыгодных решений путём переговоров.
Занятие 12. «Стили поведения в конфликте»
Цель:
активизация личного опыта участников, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации.
Основная часть.
Упражнение 1 «Кулак».
Упражнение требует деления на пары. Один из ребят сжимает правую руку в кулак. Задача второго – разжать кулак партнёра любыми средствами (за исключением болевых воздействий) По истечении 5 мин участники меняются ролями, независимо от того, достигнут ли результат.
Варианты поведения: просьба, подкуп, шантаж, соревнование.
В ходе обсуждения формируются основные способы поведения в конфликте (конкуренция, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество).
Упражнение 2. «Девиз».
Необходимо записать девиз, характеризующий каждый из стилей поведения в конфликте. Предложения закончить и обсудить.
«Моя хата с краю я … ничего не знаю» (приспособление).
«Фифти-фифти…. 50 на 50» (компромисс).
«Не прогоняйте, я сам… уйду» (избегание).
«Сам ты … дурак» (соперничество).
«Мы - команда» (сотрудничество).
Упражнение 3. «Использование типов поведения в конфликте». Работа с таблицей.
Типы поведения. |
Пример ситуации |
Завершение конфликта. |
Мои чувства. |
Сотрудничество |
Кто убирает комнату? Вместе с братом. |
Раньше свободны |
Приятно и быстро |
Соперничество |
Не извиняюсь, жду, что он извинится |
Он извиняется, но не сразу. |
Сперва страшно, потом нормально. |
Компромисс |
Я не обязана давать списать всем, но только если мне что-то взамен. |
Все при всём |
Честно |
Избегание |
Когда меня ругают. Я ухожу в комнату. |
Помиримся потом. |
Не очень |
Приспособление |
Иногда я всё-таки прошу прощения. |
Миримся |
Неприятно, унижение. |
Это интересно
Понятие общения и особенности культуры общения в воспитательном процессе
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения стан ...
Особенности подготовки дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских
спортивных школах
Многолетняя спортивная подготовка, по мнению многих специалистов – это единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп; оптимальное соотношение процессов обучения, воспитания физических качеств, формировани ...
Методические указания по проведению занятий по курсу
На каждом из уроков необходимо реализовать основную цель изучения темы урока. Изложение теоретического материала должно быть доступным, внимание должно концентрироваться на главном, существенном. Темп изучения материала должен соответствовать темпу восприятия материала учащимися класса. Постоянный ...