Напряжённая, неустойчивая, социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость детей, но и цинизм, жестокость, агрессивность.
Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребёнка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте, причём проблема агрессивности подростков является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Современный подросток живёт в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во- первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадёжности и раздражении. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, а вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше всего страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая не интересуется потребностями ребёнка; третья – переоценивает ребёнка и недостаточно его контролирует. В результате для подростков характерны грубость, агрессивный способ самоутверждения. Провоцирует агрессивное поведение подростков и обилие сцен насилия на телеэкранах. Многие из них подражают определённым манерам, как конкретных людей, так и стереотипам. Ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально- ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, чёрствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость.
Отдельные вопросы агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Занков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина. Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рошин, Т.Г. Румянцева), в том числе и рассматривающих особенности деликвентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и др.).
Актуальность темы несомненна, поскольку число детей и подростков с агрессивным поведением стремительно растёт. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно- психическому состоянию детей, увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы работы.
В основу исследования положена проблема, состоящая из наиболее эффективных путей педагогической коррекции подростков с нарушением интеллекта.
Объект исследования
– коррекционно-развивающая работа с подростками с нарушением интеллекта.
Предмет
– педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.
Цель исследования
: раскрыть теоретические и практические подходы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.
Гипотеза:
педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта будет эффективна, если:
1. В результате диагностики выявляются общие и индивидуальные причины проявления агрессии;
2. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта подкреплена программно-методическим обеспечением;
3. Организуется индивидуальная работа с подростками, направленная на усвоение иных форм поведения, когда подросток постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее.
Задачи:
1. Рассмотреть проблему агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях, виды агрессивности в детском возрасте.
2. Изучить проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении подростков, представить типологию агрессивного поведения современных подростков.
3. Раскрыть особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.
4. В ходе эксперимента выявить и изучить формы агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.
5. Рассмотреть методы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта, разработать комплекс занятий по коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.
6. Рассмотреть организацию индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Привести рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком.
Для решения поставленных задач нами были использованы методы научно-педагогического исследования
:
- теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление);
- эмпирические (наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, метод изучения документации, метод эксперимента);
- математические (методы математической статистики).
Теоретическая значимость
нашего исследования заключается в обосновании и доказательстве идей влияния педагогической коррекции на уровень снижения агрессивности у подростков с нарушением интеллекта.
Практическая значимость
исследования заключается в разработке, реализации, применении программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта с целью достижения положительной диагностики.
Материалы и результаты исследования могут представлять интерес для педагогов, психологов, специалистов, работающих с агрессивными подростками.
Это интересно
Организация психолого - педагогической службы
Кыргызская республика осуществляет реформы, ведущие к цивилизованному открытому обществу и рыночной экономике. Реформирование сектора здравоохранения имеет особое значение, так как направлено на сохранение и укрепление здоровья народа. Успех реформы здравоохранения зависит в первую очередь от подго ...
Задачи, решаемые
при проведении подвижных игр
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Оздоровите ...
Сказка как жанр устного народного творчества
В науке о фольклоре был распространен взгляд на сказку как совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М. Соколов считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: "Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разуме ...