Выдающийся педагог Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Крупнейший российский микробиолог, врач с мировым именем И.И. Мечников считал, что самое главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Смысл культуры здоровья прежде всего выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности этими отношениями, которые строит человек на протяжении всей жизни.
Валеологическая культура дошкольника как условие личностно-социального развития - это осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, это валеологическая компетентность как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Валеологическая культура:
- помогает ребенку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в ценностях группы, коллектива, общности, в которые попадает малыш. Такими ценностями для ребенка становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода и полнота проявления его индивидуальности;
- дает возможность дошкольнику понять и принять особенности взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми через призму здорового существования;
- обеспечивает становление субъектной позиции ребенка в деятельности и общении, так как культура здоровья инициирует детскую активность;
- позволяет ребенку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение, удовольствие;
- гармонизирует процессы социализации и индивидуализации в развитии дошкольника (В.А. Деркунская, 2005).
Под валеологической культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
И.И. Соковня-Семенова (2000) считает, что в основе формирования здорового образа жизни лежат следующие мотивации:
Это интересно
Быстрота как
психофизическое качество, ее характеристика
Быстрота как психофизическое качество — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий. Проявления такого качества, как быстрота, многообразны: это и быстрота реакции, и быстрота мышл ...
Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики
компьютерной зависимости у подростков
Педагог - организатор. Специфика деятельности педагога-организатора заключается в разнообразии выполняемых им функций. Он может работать с детьми, подростками, молодежью в жилом массиве, в подростковом клубе, в образовательном учреждении. В учреждении дополнительного образования детей он также може ...
Разработка урока по теме «Основы алгоритмизации и программирования»
Урок информатики по теме "Среда программирования Pascal ABC", 7-й класс Цели урока: Обучающие: Сформировать представление о структуре программы. Изучить среду программы Pascal ABC. Развивающие: умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать; интерес к учению, стремление к ...