Учитель и учащиеся делают выводы:
— С какими внесюжетными элементами произведения мы знакомились на протяжении четырёх уроков?
- С лирическими отступлениями.
— Что же такое лирическое отступление?
- Авторская речь, выражающая непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним.
— Какие темы лирических отступлений мы выделили?
- Любовь, благородство, литература, природа, размышления о жизни, оценка героев, автобиография, общественный быт, нравы и театр).
— Какие художественно-выразительные средства наиболее употребляемы автором в лирических отступлениях?
- Эпитеты, олицетворения, метафоры.
— Что помогло вам решить задачу создания своих стихотворных работ?
- Творческий подход, использование возможностей собственной фантазии, умении нетрадиционно мыслить, использование таблицы «Художественно — выразительные средства лирических отступлений».
Учитель прощается с учащимися: «Спасибо за урок. До свидания».
Результат: учащиеся владеют навыками сложения стихотворного текста.
Разработанная система занятий была проведена во время прохождения Государственной педагогической практики, в 9 «Б» классе МОУ СОШ №8 г. Полевского Свердловской области на уроках литературы.
Небольшой период работы и наблюдений не позволил в полной мере провести эксперимент и диагностировать результаты, но все же удалось определить достаточную эффективность выбранных заданий, используемых методов и приемов.
Для того чтобы выявить уровень развития творческого мышления учащихся (изменение уровня творческого мышления), было проведено анкетирование в начале эксперимента, и аналогичная работа была проделана в конце эксперимента.
Цель анкетирования: выявление уровня мотивации учащихся на изучение предложенных тем занятий.
В анкетировании принимали участие учащиеся 9 «Б» класса в количестве 26 человек. Исследование проводилось во время уроков. Все учащиеся были обеспечены бланками анкеты. На проведение анкетирования было отведено 10 минут.
Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы:
большинство подростков в определенный период времени были смотивированы на нетрадиционное восприятие действительности (на создание стихотворных работ), но часть от данного способа развития мышления отказалась;
большинство учащихся считают, что стихотворчество влияет на развитие личностных качеств человека, а другая часть учащихся оценивает влияние на собственные личностные качества стихотворчества как преобладающее;
учащиеся предпочитают творческой деятельности репродуктивную.
Таким образом, уровень творческого мышления учащихся 9 «Б» класса можно было оценить как средний (см. Приложение 1).
После получения вышеизложенных результатов и в соответствии с ними, были проведены запланированные занятия по теме «Лирические отступления романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». По завершении работы было проведено повторное анкетирование.
В целом исследование показало, что реализация данной системы занятий приводит к заметным изменениям в развитии творческого мышления подростков.
Результат:
большинство подростков (за исключением двух учащихся) были смотивированы на нетрадиционное восприятие действительности (создание стихов), извлекли из данного способа развития творческого мышления максимальную пользу для себя;
уровень развития творческого мышления увеличился от среднего до высокого;
в творческой деятельности учащиеся проявили свою максимальную активность;
полученные результаты дают право считать, что разработанные занятия являются эффективными в практической деятельности.
Проблема развития творческого мышления учащихся чрезвычайно актуальна в настоящее время, так как мы живем в эпоху постоянного и непрерывного совершенствования общества.
На сегодняшний день во всех сферах человеческой деятельности востребованы люди, обладающие способностью к быстрому и свободному переключению мыслей, люди, обладающие не только фактическими знаниями, но и умением нетрадиционно мыслить.
Именно поэтому нами была разработана и проведена на практике система занятий, направленная на развитие творческого мышления учащихся. Проведение этих занятий помогло выявить их эффективность.
Это интересно
Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С.
Макаренко
Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего обращаем в ...
Приемы повышения лексического запаса учащихся 8 классов
В нашем исследовании мы предлагаем методику формирования умений по расширению активного словаря студентов на основе разнообразных опор. Прежде всего, мы проанализировали имеющиеся пособия по домашнему чтению с точки зрения их возможностей в расширении активного словаря и пришли к выводу, что, несмо ...
Психологические особенности детей младшего
школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6 - 7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. По мнению Мухиной В.С., в настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований ...