pedagogyreview
Разное по педагогике » Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как способ развития творческого мышления учащихся 9-х классов » Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах

Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах

Страница 6

Учитель и учащиеся делают выводы:

— С какими внесюжетными элементами произведения мы знакомились на протяжении четырёх уроков?

- С лирическими отступлениями.

— Что же такое лирическое отступление?

- Авторская речь, выражающая непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним.

— Какие темы лирических отступлений мы выделили?

- Любовь, благородство, литература, природа, размышления о жизни, оценка героев, автобиография, общественный быт, нравы и театр).

— Какие художественно-выразительные средства наиболее употребляемы автором в лирических отступлениях?

- Эпитеты, олицетворения, метафоры.

— Что помогло вам решить задачу создания своих стихотворных работ?

- Творческий подход, использование возможностей собственной фантазии, умении нетрадиционно мыслить, использование таблицы «Художественно — выразительные средства лирических отступлений».

Учитель прощается с учащимися: «Спасибо за урок. До свидания».

Результат: учащиеся владеют навыками сложения стихотворного текста.

Разработанная система занятий была проведена во время прохождения Государственной педагогической практики, в 9 «Б» классе МОУ СОШ №8 г. Полевского Свердловской области на уроках литературы.

Небольшой период работы и наблюдений не позволил в полной мере провести эксперимент и диагностировать результаты, но все же удалось определить достаточную эффективность выбранных заданий, используемых методов и приемов.

Для того чтобы выявить уровень развития творческого мышления учащихся (изменение уровня творческого мышления), было проведено анкетирование в начале эксперимента, и аналогичная работа была проделана в конце эксперимента.

Цель анкетирования: выявление уровня мотивации учащихся на изучение предложенных тем занятий.

В анкетировании принимали участие учащиеся 9 «Б» класса в количестве 26 человек. Исследование проводилось во время уроков. Все учащиеся были обеспечены бланками анкеты. На проведение анкетирования было отведено 10 минут.

Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы:

большинство подростков в определенный период времени были смотивированы на нетрадиционное восприятие действительности (на создание стихотворных работ), но часть от данного способа развития мышления отказалась;

большинство учащихся считают, что стихотворчество влияет на развитие личностных качеств человека, а другая часть учащихся оценивает влияние на собственные личностные качества стихотворчества как преобладающее;

учащиеся предпочитают творческой деятельности репродуктивную.

Таким образом, уровень творческого мышления учащихся 9 «Б» класса можно было оценить как средний (см. Приложение 1).

После получения вышеизложенных результатов и в соответствии с ними, были проведены запланированные занятия по теме «Лирические отступления романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». По завершении работы было проведено повторное анкетирование.

В целом исследование показало, что реализация данной системы занятий приводит к заметным изменениям в развитии творческого мышления подростков.

Результат:

большинство подростков (за исключением двух учащихся) были смотивированы на нетрадиционное восприятие действительности (создание стихов), извлекли из данного способа развития творческого мышления максимальную пользу для себя;

уровень развития творческого мышления увеличился от среднего до высокого;

в творческой деятельности учащиеся проявили свою максимальную активность;

полученные результаты дают право считать, что разработанные занятия являются эффективными в практической деятельности.

Проблема развития творческого мышления учащихся чрезвычайно актуальна в настоящее время, так как мы живем в эпоху постоянного и непрерывного совершенствования общества.

На сегодняшний день во всех сферах человеческой деятельности востребованы люди, обладающие способностью к быстрому и свободному переключению мыслей, люди, обладающие не только фактическими знаниями, но и умением нетрадиционно мыслить.

Именно поэтому нами была разработана и проведена на практике система занятий, направленная на развитие творческого мышления учащихся. Проведение этих занятий помогло выявить их эффективность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего обращаем в ...

Приемы повышения лексического запаса учащихся 8 классов
В нашем исследовании мы предлагаем методику формирования умений по расширению активного словаря студентов на основе разнообразных опор. Прежде всего, мы проанализировали имеющиеся пособия по домашнему чтению с точки зрения их возможностей в расширении активного словаря и пришли к выводу, что, несмо ...

Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6 - 7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. По мнению Мухиной В.С., в настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru