На уроке желательно заданий на продуктивном уровне самостоятельности учащихся, так как слабослышащие дети долго соображают, на это время не будем тратить. А домашнее задание можно на продуктивном уровне, здесь им нужно время на осмысление, способность развивать мотивов к познанию, мыслительной активности школьников.
Практическая работа 1. Для первичной закрепления темы непозиционной системы счисления и запись числа в развернутой форме, заданы такие примеры:
Выпишите числа от 100 до 110 в римской системе счисления;
Решение: Зная, что в римской системе счисления в качестве цифр используются латинские буквы:
I |
V |
X |
L |
C |
D |
M |
1 |
5 |
10 |
50 |
100 |
500 |
1000 |
100- С, 101 – CI, 102 – CII, 103 – CIII, 104 – CIV, 105- CV, 106 – CVI, 107 – CVII, 108 – CVIII, 109 – CIX, 110 – CX.
Запишите числа 32 и 444 в римской системе счисления.
Решение: Итак, у числа 32 всего 3 десятков и 2 единиц, значит нужно три XXX и две II, получаем XXXII.
И здесь так же, у числа 444 четыре соток, но если используем римскую систему счисления, есть 500, а значит нужно отнимать об большего меньшего, получаем CD,также от 4 десяток получаем XL и от 4 получаем IV, получим 444 = CDXLIV
В некоторой системе счисления цифры имеют форму геометрических фигур. Если десятичные числа 4, 6,19,190, 1900 будут представлены следующим образом:
Определить какая фигура соответствует алфавиту римской системы счисления.
Ответ: 4 -
И так далее.
Далее решают самостоятельно следующие задания.
Переведите числа из римской системы счисления в арабскую систему счисления:
XVII
CCXV
CMLXXXII
Ответ:
Переведите числа из римской системы счисления в арабскую систему счисления, выполните указанные арифметические действия, и полученный результат переведите обратно – из арабской системы счисления в римскую систему счисления:
XXIV : VIII
CXX – (V Ч IV)
Ответ: XXIV = 24, VIII = 8, отсюда 24/8 = 3, тогда 3= III; CXX – (V Ч IV) , получится 100, значит ответ будет C.
Практическая работа 2: Перевод с двоичной, 8-ричной и 16-ричной в десятичную систему счисления.
Записать в развернутую форму и перевести в десятичную систему счисления следующие числа:
100112 ;
2078 ;
2F516
Решение: 1001102 = 1*24 + 0*23 +0*22+1*21+1*20+=2210
2078 = 2*82 + 0*81 + 7*80 = 13510
2F516 = 2*162 + 15*161 + 5*160 = 75710
Перевести в десятичную систему счисления следующие дроби:
0,11012
0,3568
A,6E16
Решение: 0,11012 = 1*2-1 + 1*2-2 +0*2-3+1*2-4=0, 812510
0,3568 = 3*8-1 + 5*8-2 + 6*8-3 = 0,4648437510
A,6E16 = 10*160 + 6*16-1 + 14*16-2 = 0,6518554687510
Задание 1. Чему равен X в десятичной системе счисления, если X = 103 + 102 *105. Ответ : 1310
Задание 2. Верны ли следующие равенства?
336= 2110
318= 2110
334 = 217
Решение: Перевести число в десятичную систему счисления 336 = 3*61+3*60 = 2110 значит, равенство верны.
Перевести число 318 в десятичную систему счисления 318 = 3*81 +1*80 = 2510 значит, равенство не верны.
Перевести 334 и 217 в десятичную систему счисления и получить ответ, равенство равны. Ответ: а - да; b- нет; с – да.
Потом учитель должен вызвать ученика к доске кто сделал первым, и ученик решает на доске, чтоб было всем видно и понятно, а если возникнет ошибка, то учитель исправляет и должен объяснить эту ошибку. Здесь цель такова, усвоение и закрепление первичного материала.
Перед тем как начать новую тему, нужно провести проверочную работу, проверочная работа содержит диктант и показывается на слайдах.
Диктант состоит из 10 утверждений, на которые следует ответить да или нет, соответственно записав единицу или ноль в проверочном бланке. Исправления исключаются.
Система счисления – это способ представления чисел с помощью цифр без учета правил действия над числами. (0)
Системы счисления бывают только позиционные. (0)
Римская система счисления это позиционная система счисления. (0)
В названии позиционной системы счисления отражено ее основание. (1)
Алфавит систем счисления – это упорядоченное множество цифр.(1)
Это интересно
Информационные технологии в образовательной
деятельности сельской школы
Ни для кого не секрет, что в XXI веке человечество вступило в новую эру - эру информации. От того, насколько эффективно мы сумеем использовать информацию как стратегический фактор развития цивилизации, во многом будут зависеть не только благосостояние и стабильность нашего общества, но также и возм ...
Содержание, формы организации экологического кружка «Мой край родной»
Прежде чем преступить к работе по организации кружка была проведена подготовительная работа. Для этого, прежде всего, с помощью почтовых ящиков под названием «Хочу все знать», нами были выявлены интересы детей. Детям было предложено писать свои письма и вопросы, которые их интересуют. Послания были ...
Понятие и сущность учебной мотивации
Любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из трёх частей: ориентировочно-мотивационной, операционально-исполнительской и рефлексивно-оценочной. Первая из названых частей, т.е. мотив, всегда рассматривается как основа деятельности; отсутствие её превращает деятельность в хаотическое скоплен ...