В мире много таинственного и интересного, но более интересно то, что ранее не изучалось, или изучалось, но неглубоко. Работа над темой «Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как способ развития творческого мышления учащихся 9-х классов» позволяет глубже заглянуть в мир лирических отступлений и обозначить важность их изучения в формировании творческого мышления учащихся 9-х классов.
В настоящее время на рынке труда и общества востребованы люди, обладающие не только фактическими знаниями, но и умением нетрадиционно мыслить. Творчество А.С. Пушкина является тем благодатным материалом, на основе которого можно развивать мышление учащихся.
Поэтому, обучение в школе на уроках литературы по данной теме не может ограничиваться сообщением учащимся необходимых знаний, которые быстро устаревают, теряют интерес в современном обществе. Обучение должно формировать способность детей к самостоятельному приобретению знаний, нетрадиционному их осмыслению и применению в социальной и познавательной практике. В школьной программе тематическое планирование уроков не может быть единообразным, поэтому для развития творческого мышления на уроках литературы необходимо создать систему занятий, способствующих развитию данного качества.
Изучением темы «Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» занимались следующие литературоведы: Ю. Лотман, Н. Долинина, Ю. Тынянов, А. Терц и др.
Противоречие: между необходимостью развития творческого мышления у учащихся 9-х классов и временной ограниченностью изучения данной темы, что отражено в «Государственном образовательном стандарте основного общего образования».
Проблема: как с помощью изучения лирических отступлений в романе А.С Пушкина «Евгений Онегин» можно способствовать развитию творческого мышления подростков.
Объект: процесс развития творческого мышления учащихся 9-х классов на уроках литературы при изучении романа «Евгений Онегин».
Предмет: содержание способов развития творческого мышления подростков на уроках литературы.
Цель: разработать систему занятий по изучению лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и выявить ее влияние на развитие творческого мышления учащихся 9-х классов.
Задачи:
выявить художественное своеобразие и роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления учащихся;
проанализировать понятие «творческое мышление», выявить необходимость развития данного качества у учащихся 9-х классов.
систематизировать методы и приемы, помогающие развить творческое мышление учащихся 9-х классов, с целью создания конспектов занятий;
провести апробирование по проведению системы занятий с использованием лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
показать результативность влияния занятий по изучению лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как способа развития творческого мышления подростков.
Методы исследования: анализ литературы, проектирование системы занятий, наблюдение за учащимися, анкетирование учащихся, анализ продуктов деятельности (стихи).
Это интересно
Кружок как групповая форма внеклассной работы по естествознанию
В становлении экологически воспитанной личности младшего школьника особое место принадлежит внеклассной работе . Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и ...
Происхождение дидактической игры и ее развитие в педагогических системах
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дида ...
Тесты и тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа инте ...