Данная система занятий по использованию лирических отступлений романа «Евгений Онегин» предназначена для учителя литературы 9-х классов основной общеобразовательной школы. Система занятий по теме «Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» разработана с учетом возрастных особенностей учащихся 9-х классов, особенно для тех учащихся, которые планируют продолжить обучение в гуманитарных учебных заведениях.
При создании системы занятий были проанализированы программы по литературе под редакциями Беленького Г.И., Курдюмовой Т.Ф. и Кутузова А.Г. Время, отводимое на изучение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (11 часов по программам), не включает подробное рассмотрение темы лирических отступлений. Но, при рассмотрении специфики творческого мышления, было выявлено, что для развития у учащихся креативных способностей используются такие виды работ, как написание сочинений творческого характера и решение проблемных вопросов при анализе произведения. Поэтому, была разработана система занятий, где изучение лирических отступлений является одним из способов развития творческого мышления у учащихся.
Исходя из вышесказанного, можно определить цель созданной системы занятий, которая заключается в помощи учителю литературы в организации уроков, направленных на формирование и развитие творческого мышления подростка в процессе изучения лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Соответственно цели выделяем следующие задачи:
создать условия для развития мышления у учащихся;
способствовать закреплению знаний по различным темам, изученным на уроках литературы;
способствовать формированию навыков самостоятельной и коллективной работы;
актуализировать ранее полученные знания и умения.
В процессе создания системы занятий были использованы следующие принципы: эвристическая деятельность учащихся, ориентация на создание творческих работ, наглядность, доступность, преемственность, связь теории с практикой.
Система занятий включает в себя задания, темы, способы деятельности учащихся, методы и приемы, используя которые, учитель может эффективно устроить собственную педагогическую деятельность. Данные способы освоения предлагаемого материала можно включить в любой другой урок по этой или другим темам, упростить или усложнить их, что подтверждает вариантность предложенных заданий.
Составляющие образованности при изучении лирических отступлений в романе
Составляющие образованности. |
Основные качественные индикаторы. |
Предметно-информационная. |
Учащиеся должны знать: нормы общения и речетворчества; гуманитарные, философские, общемировоззренческие принципы о человеке, социуме, мире; жанровое определение «роман в стихах», использованное Пушкиным для создания «Евгения Онегина»; развитие форм самосознания своего «я». |
Деятельностно-коммуникативная. |
Учащиеся должны уметь: активизировать свои интересы в одной из областей культуры, которую он готов осваивать углубленно; понимать иную точку зрения, отличную от своей, уметь сотрудничать с другими людьми; анализировать сюжет произведения, образы главных героев и выделять внесюжетные элементы. свободно владеть письменной и устной речью. |
Ценностно-ориентационная. |
Учащиеся должны понимать: необходимость развития собственного творческого мышления; историческую и нравственно-эстетическую ценность, созданного А. С. Пушкиным жанра и значимость лирических отступлений. |
Задания, представленные в практической части, разработаны с включением следующих методов:
- репродуктивный; - исследовательский;
- частично-поисковый; - практический;
- эвристический; - наглядный.
Занятие 1
Тема: «В мире лирических отступлений» (общая характеристика лирических отступлений и их место в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Это интересно
Понятие обобщения и его роль при обучении математике
Проблеме обобщения в процессе познания посвящены труды многих ученых философов, психологов, педагогов, математиков. С точки зрения логики обобщение – это «построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений: а) в системах дедуктивной логики – на основе постулируемых правил построени ...
Наглядность: понятие, суть, виды, требования
Понятие «наглядность» не имеет одиной, четко очерченной трактовки. В контексте разных тематических материалов (психология, философия, педагогика) оно имеет разный «оттенок» трактовки, хотя суть и смысл понятия везде одинаковы. Наглядность 1) свойство, выражающее степень доступности и понятности пси ...
Учитель английского языка как организатор межкультурного общения
Языковое образование – это залог овладения культурой страны изучаемого языка. Изучение иностранного языка позволяет учащимся: 1) ознакомиться с иной социальной культурой, другими видами государственного устройства, жизнью и бытом сверстников; 2) понимать, а не оценивать сходство и различие других к ...