- С какой целью, на ваш взгляд, их использует автор?
С целью донести до читателя свои чувства, мысли, рассуждения и поделиться воспоминаниями.
«Дома вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу, которая поможет вам на следующем уроке составить собственные литературные тексты. Работа над заполнением таблицы коллективная, но возможно заполнение некоторых колонок самостоятельно. Заведите таблицу в отдельной тетради или с обратной стороны тетради, т. к. её можно продолжить, изучая другие произведения и записывая туда средства художественной выразительности.
Таблица «Художественно–выразительные средства лирических отступлений романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
№ |
Художественно-выразительные средства и их особенности. |
Пример лирического отступления |
Рифмовка |
1 |
Эпитеты — яркие прилагательные |
1. Сиянье розовых снегов. 2. Кипящая младость. |
— врагов; — радость. |
2 |
Олицетворение— перенесение признаков и свойств живого на неживое. |
1. Уж небо осенью дышало; 2. И вот уже трещат морозы. |
— сверкало; — слёзы. |
3 |
Метафора— переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другому по сходству или по контрасту. |
1. Блистает речка льдом одета. 2. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. |
— карета; — монета. |
Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся. Прощается с учащимися: «Спасибо за урок. До свидания».
Результат: учащиеся владеют навыками литературного анализа.
Занятие 4
Тема: «Каждый из нас в душе поэт» (составление стихотворных текстов).
Цель: создание условий для формирования навыка сложения стихотворного текста.
Задачи:
обучающая: поэтапное формирование знаний учащихся о художественно-выразительных средствах в процессе написания стихотворческих работ;
развивающая: развитие у учащихся творческого мышления путём стимулирования их стихотворной деятельности;
воспитательная: воспитание у учащихся художественно ‑ эстетического вкуса процессе анализа собственных стихотворных текстов.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: обобщение полученных знаний.
Принципы: доступности, наглядности, системности, связь теории с практикой
Оборудование: художественный текст романа «Евгений Онегин», доска, дидактический материал, иллюстрации.
Ход занятия:
Учитель приветствует учащихся, объявляет тему урока, его цель и ход: «Сегодня на уроке мы с вами выполним творческую контрольную работу по написанию стихов».
Объясняет выполнение задания: «Нужно создать собственное лирическое отступление, основываясь на пушкинском, дописав, придумав продолжение строк, предложенных на доске. Необходимое условие выполнения работы: закрыть роман и тетрадь, можно воспользоваться только таблицей «Художественно-выразительные средства лирических отступлений».
Например: предложите свой вариант лирического отступления, продолжив стих Пушкина «И вот сама идет волшебница зима .». Читает один из вариантов учащихся:
«И вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, дороги замела,
Деревьям шубы привезла.
Такая умница она!
На доске расположены строки, которые надо продолжить:
— Чем меньше женщину мы любим,
тем легче нравимся мы ей;
— Как грустно мне твоё явленье.
Весна, весна! Пора любви!
— Мы все учились понемногу…
— Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…
— Встаёт заря во мгле холодной,
На нивах шум работ умолк…
Работа выполняется письменно на листочках. Кто выполнит работу первым, его работа анализируется в классе, а остальные сдают учителю. Работы учащихся сравниваются с текстом Пушкина, и делается вывод, насколько выразительно написал Пушкин, и насколько удачно учащиеся подобрали художественно-выразительные средства для написания стихотворения.
Это интересно
Общие требования к тестам
В заданиях теста не должно быть лишних слов, каждое задание должно содержать четкие и короткие инструкции, ответы должны быть короткими и содержательными. По форме тестовые задания можно разделить на следующие основные группы: - задание с выбором верного ответа (или несколько верных) из набора пред ...
Направления
информатизации ДОУ
В настоящее время рассматриваются следующие основные направления информатизации ДОУ: - информатизация как техническое оснащение ДОУ; - информатизация ДОУ как внедрение новых информационных технологий в образование и воспитания; - информатизация управленческой деятельности ДОУ. Одним из направлений ...
Связь межличностных отношений и самосознания
В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его "Я". Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представл ...