pedagogyreview
Разное по педагогике » Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как способ развития творческого мышления учащихся 9-х классов » Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах

Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах

Страница 4

…Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть… (I-V).

Тематическое разнообразие лирических отступлений свидетельствует о том, что автор уже не просто создатель своего романа, а его герой».

Учитель предлагает классу работу в группах по следующему заданию: «Вам надо найти в романе «Евгений Онегин» по два лирических отступления на каждую из предложенных тем. Можете использовать в работе конспект, текст романа «Евгений Онегин», учебник литературы. А самое главное для ответа используйте карточки с обозначенными темами лирических отступлений, которые позволят правильно и логично выстроить работу в группах. На работу отводится 10 минут, после слушаем одного представителя от группы и оцениваем его работу, работу группы.

Мы определили с вами 8 основных тем лирических отступлений и нашли к ним примеры из романа. Сейчас ещё раз проговорим определение лирических отступлений, и в тетрадях обозначьте все 8 тем лирических отступлений.

Поведём итог: «Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — они представляют нам автора как героя романа; в лирических отступлениях обрисована эпоха А. С. Пушкина. «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни от первого лица (от лица автора)».

Учитель задает на дом два письменных задания:

заполнить таблицу (найти как можно больше лирических отступлений в тексте и расположить их по темам);

подчеркнуть в найденных лирических отступлениях художественно-выразительные средства».

Учитель подводит итоги: «На уроке мы с вами выделили тематику лирических отступлений в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин» и определили роль автора в произведении, а на следующем уроке акцентируем внимание на художественном своеобразии лирических отступлений. Спасибо за урок. До свидания».

Результат: учащиеся имеют представление о тематическом разнообразии лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Занятие 3

Тема: «Художественное своеобразие лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Цель: способствование формированию у учащихся навыка литературного анализа в процессе работы с текстом романа «Евгений Онегин».

Задачи:

обучающая: познакомить учащихся с художественно-выразительными средствами, встречающимися в лирических отступлениях в процессе работы с текстом романа;

развивающая: развитие у учащихся логического мышления и познавательной активности в процессе работы с текстом;

воспитательная: воспитание у учащихся эстетического вкуса и творческого потенциала в процессе анализа лирических отступлений.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: обобщение полученных знаний.

Принципы: доступности, наглядности, системности, связи теории с практикой

Оборудование: художественный текст романа «Евгений Онегин», дидактический материал.

Ход урока:

Учитель приветствует учащихся: «Сегодня на уроке мы с вами продолжаем работу над анализом лирических отступлений. Выделим и обозначим художественно-выразительные средства в лирических отступлениях и их значение в формировании основной идеи. Проверим таблицу, заданную на дом».

Учитель говорит тему, а учащиеся зачитывают все лирические отступления на эту тему, вместе определяют, является ли оно лирическим отступлением.

Например:

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

— Является лирическим отступлением, т. к. выражает чувства автора.

Чем ныне явится? Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой,

Иль маской щегольнет иной

— Не является лирическим отступлением, т. к. здесь идёт описание Онегина, а не раздумья автора.

Учитель делает вывод: «Мы выделили несколько видов лирических отступлений, и все они представляют автора как героя романа. А сейчас ответим на несколько вопросов и заполним таблицу:

- Какие художественно-выразительные средства вы нашли в лирических отступлениях?

Эпитеты: кипящая младость, мутные ручьи, сиянье розовых снегов.

Олицетворения: уж небо осенью дышало.

Метафоры: чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Система заданий по теме «Системы счисления»
На уроке желательно заданий на продуктивном уровне самостоятельности учащихся, так как слабослышащие дети долго соображают, на это время не будем тратить. А домашнее задание можно на продуктивном уровне, здесь им нужно время на осмысление, способность развивать мотивов к познанию, мыслительной акти ...

Развитие речи ребёнка
Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мыс ...

Коррекция речевых нарушений у детей: диагностика, планирование работы, результаты
Обобщение опыта логопедической работы в группе детей с общим недоразвитием речи показало, что она организована на основе использования поэтапной системы формирования речи. Процесс коррекции речевого нарушения складывается из следующих этапов: 1 – диагностика состояния речевого развития с последующи ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru