Обобщение опыта логопедической работы в группе детей с общим недоразвитием речи показало, что она организована на основе использования поэтапной системы формирования речи. Процесс коррекции речевого нарушения складывается из следующих этапов:
1 – диагностика состояния речевого развития с последующим установлением логопедического заключения;
2 – планирование работы с детьми на основе дифференцированного подхода в зависимости от структуры речевого дефекта и учета сопутствующих нарушений вторичного характера и последующее осуществление плана работы;
3 – отслеживание динамики речевого развития через сравнение вводной и повторной (заключительной) диагностики.
В соответствии с планом эмпирического исследования были проведены констатирующий и контрольный эксперимент. Работа в течение учебного года осуществлялась в соответствии с планом, утвержденным по результатам констатирующего эксперимента, и программой устранения общего недоразвития речи у дошкольников Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Констатирующий эксперимент на начальном этапе исследования предполагал период диагностики – логопедическое обследование детей в течение двух недель.
Анализ констатирующего эксперимента позволил сделать следующие выводы:
У детей с системными нарушениями речи пассивный и активный словарь в количественном отношении достаточно беден.
Значительное число слов дошкольниками выполняется неверно или неточно, о чем свидетельствуют типичные ошибки, среди которых наиболее частотными являются: недифференцированное, неточное употребление большого количества слов («Бабушка котлеты варит», «Змея идет», «Мальчик воду из стакана в стакан льет»); неадекватное употребление глаголов («Осенью листья с деревьев отваливаются», «Дождь бежит»); называние слов, близких по звучанию или относящихся к другой части речи, а также формы исходного или родственного слова при подборе синонимов-антонимов (говорить-говорун, подниматься-вниз); отмечаются замены слов, обозначающих действия словами-предметами.
У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается значительный разрыв между объемом пассивного и активного словаря. У испытуемых детей возникали трудности актуализации даже тех слов, значение которых они понимали. Детям была свойственна речевая инактивность, они достаточно часто, затрудняясь назвать необходимое слово, обозначающее предмет, качество или действие, заменяли его жестом.
Многие дети испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы. У 7 испытуемых из 10 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.
У детей экспериментальной группы ограничены возможности не только пересказа знакомого простого текста, но и составления рассказа с опорой на картинки. Отмечаются пропуски моментов действия, сужение поля восприятия картинки, что свидетельствует также и о недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности.
Составление рассказов из опыта на близкие темы также затруднило большинство детей. Рассказы фрагментарны, присутствуют короткие фразы, бедные по содержанию. Сложные предложения составили только 3,3%. Планирование рассказа также затрудняет детей, наличие плана не всегда дает нужную опору, большинство детей не умеют им пользоваться.
Это интересно
Дисграфия: понятие, этиология, симптоматика
Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха. Дисграфия - это специфическое, избирательное расстро ...
Дискуссия о народной сказке
Русская народная сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и с народными сказками. Так в XIII веке епископ Серапион Владимирский запрещал “басни баять", а царь Алексей Михайлович издал в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец “ ...
Использование ИКТ в
управленческой деятельности
Использование ИКТ стало актуальным во всех сферах деятельности ДОУ. Одним из ведущих при этом остается блок управления. Для эффективного руководства ДОУ были определены главные критерии отбора информации: полнота, конкретность, достоверность, своевременность. Начинать информатизацию управления целе ...