Под отношением и аттитюдом мы понимаем определенную организацию познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов личности относительно некоторого объекта. То, что мы называем объектом может быть образом объекта, процессом или деятельностью. Поэтому правомерно говорить об учебной деятельности как объекте отношения. При разработке шкалы отношения к учению мы выделили следующие структурные компоненты аттитюда: эмоциональные(нравиться – не нравиться), мотивационно – потребностные (ради чего, зачем учусь, какие потребности удовлетворяются в учебной ситуации?),познавательные (интерес, удовлетворение познавательной потребности в учении ) и когнитивные, волевые (преодоление препятствий в достижении учебной цели, принятие решений и т. д.).
Тест представляет собою вопросник, отвечая на который студент дает самохарактеристику своего отношения к учению путем сравнения самого себя с членами своей группы. Инструкция состоит в следующем: «Посмотрите на самого себя со стороны и сравните себя с другими студентами Вашего курса, группы. Можно ли о Вас сказать, что вы…» и далее дается список утверждений – характеристик отношения к учению, конкретно к различным формам учебной деятельности, к лекциям, практическому занятию, семинарам, самохарактеристик дисциплинированности, ответственности, аккуратности в связи с занятиями. В самохарактеристики были включены интересы, мотивы учебной деятельности, а также признаки поведения, выражающие отношение к учению. Всего было сформулировано 30 самохарактеристик, 10 из которых выражали положительную установку к учению, а 20 – отрицательную. Такое распределение положительных и отрицательных самохарактеристик было необходимо для устранения тенденции студента на большинство вопросов отвечать положительно путем выбора ответа «да». Ниже приведен текст вопросника. Индивидуальный балл отношения к учению определяется путем суммирования числа ответов, совпадающих с ключом.
Вопросник для оценки отношения к учению.
Посмотрите на себя со стороны и сравните себя с другими студентами Вашего курса, учебной группы.
Можно ли сказать о вас, что вы по сравнению с другими:
Ключ | |
1. Опаздываете на занятия чаще других 2. на лекциях разговариваете, отвлекаетесь меньше других 3. занимаетесь посторонними делами на лекциях чаще других 4. на лекции готовитесь к семинару или делаете работу по другому предмету 5. вместо чтения источников предпочитаете списывать конспекты этих источников у товарищей 6. чаще других пропускаете занятия без уважительной причины 7. пропускаете лекции чаще других 8. на семинарские и практические занятия приходите не подготовленными 9. работаете на семинаре или практическом занятии урывками, не систематически 10. курсовые работы и рефераты списываете у других вместо того, чтобы сделать их самому 11. обычно забываете об учебных заданиях и вспоминаете о них в последний момент 12. нравятся примерно более половины учебных предметов, которые Вы изучаете на Вашем курсе 13. нравится сам процесс учения 14. по сравнению с другими вы много работаете самостоятельно 15. учебой более довольны, чем большинство ваших товарищей по учебе 16. скучаете на большинстве занятий 17. конспекты и записи ведете не систематически 18. более равнодушны к своей будущей профессии, чем Ваши товарищи 19. в кругу друзей редко говорите о своей будущей профессии 20. если бы была возможность начать сначала, Вы поступили бы в другой вуз 21. покупаете книги по своей специальности чаще других 22. оцениваете свою будущую профессию как одну из лучших профессий 23. приобрели вкус к самостоятельной работе 24. тщательно готовитесь к семинарам, коллоквиумам и практическим занятиям 25. читаете дополнительную литературу сверх того, что указано в программе или в методических указаниях к занятиям 26. не желаете знать больше того, что нужно для сдачи экзаменов 27. учитесь в общем лишь для того, чтобы получить диплом 28. считаете, что нет необходимости учиться лучше чем «на тройку» 29. на семинарах и коллоквиумах систематически ведете записи по ходу обсуждения 30. вам почти не приходилось отрабатывать пропущенные занятия, поскольку Вы их не пропускали. |
Нет Да Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Да Да Да Да Нет Нет Нет Нет Нет Да Да Да Да Да Нет Нет Нет Да Да |
Это интересно
Количественный и качественный
анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
Исследование связной речи проходило па основе программного речевого материала с использованием иллюстраций и позволило нам выявить следующее (см. Таблицу 3). Таблица 3.Особенности связной речи слабослышащих учащихся № Задание Процент успешности 1. Рассказ по серии сюжетных картинок составлен 12,5% ...
Преимущества использования электронных средств в обучении
Прежде чем вести разговор об особенностях и деталях создания электронных средств обучения, необходимо определить область наиболее эффективного использования таких средств, рассматривая ее в общем контексте процессов, связанных с информатизацией общего среднего образования. Развитие и распространени ...
Вычисление средней ошибки разности
Условное обозначение средней ошибки разности - t. Таким образом, установлены основные статистические параметры, характеризующие количественную сторону эффективности одной из методик обучения метанию малых мячей в цель. Но в приведенном примере речь шла о сравнительном эксперименте, в котором сопост ...