Так как человека всегда интересовали способы, приемы, которые помогли бы ему активизировать мышление, развивать творческие способности, выработать умения решать новые жизненно важные проблемы занятия в группах были организованы именно таким образом, чтобы они способствовали более продуктивной умственной деятельности, и не только целенаправленному сознательному поиску, но и счастливой догадки. К настоящему времени в литературе описаны едва ли не два - три десятка специально разработанных методов организации творческой деятельности. Среди них такие уже достаточно широко известные, как синектика, брейнсторминг. Менее популярны, но давно практикуются и другие методы: морфологический анализ, алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), «гирлянды ассоциаций», стратегия семикратного поиска, конференция идей , коллективные записные книжки. Некоторые из этих методов считаются достаточно универсальными, пригодными для решения творческих задач в различных сферах трудовой деятельности, другие применяются главным образом в изобретательстве, конструировании. Интерес к применению различных методов активизирующих творческую деятельность, все время возрастает. И это понятно: в наше время, когда очень многим специалистом - профессионалам, студентам, учащимся приходиться перерабатывать большие массивы информации, когда жизнь требует в ограниченные сроки разрабатывать решения новых задач, ранее использовавшиеся приемы и методы деятельности уже помогают мало. В школе специально творчеству обучают недостаточно, поэтому каждому хотелось бы овладеть таким набором приемов, который позволял бы перерабатывать нарастающее количество информации. Разумеется нельзя уповать лишь на одни творческие приемы как на своего рода ухищрения. Чтобы овладеть вершинами творчества, необходимо осуществить предварительную подготовку - развивать качества памяти, восприятия, воображения, мышления, нужно быть достаточно подготовленными именно в технологиях активного творческого поиска.
Все эти способы применялись в процессе проведения тренингов со студентами. Занятия были направлены в первую очередь на познание друг друга и на формирование коллективистических отношений в группе, так как для более эффективного вхождения в новую для студента учебную деятельности, необходима эмоциональная адаптация. Эмоциональной адаптации способствовали специальные тренинговые упражнения, которые помогали снимать и коммуникативные барьеры, но помимо этой работы целью тренинга было и изучение познавательной сферы студентов, для коррекции последней в случае необходимости.
Подобная работа имела продолжение на контрактной форме обучения лечебного факультета, уже в течении двух лет проводится курс "Адаптация к высшей школе" в количестве 8 часов. Занятия способствуют более глубокому познанию студентами друг друга на первом этапе обучения, затем целью этих занятий является вооружение студентов знаниями об особенностях обучения в высшей школе. Однако количество часов не восполняет всех потребностей студентов, что показывает проведенное нами анкетирование по результатам занятий. Так, например, на вопрос, "есть ли необходимость в проведении занятий такого типа?" - из 84 опрошенных студентов 72 ответили - "да", что составляет 85,7%.
На вопрос "Ваши предложения и замечания по проведению тренинга?" - 36 студентов ответили, что на проведение занятий того типа необходимо увеличить количество часов, это составляет 42,8 % от количества опрошенных.
На вопрос "Установился ли благоприятный психологический климат в группе?" - из всех опрошенных студентов 74 ответили - "да", что составляет 88,1%.
На вопрос "способствовал ли тренинг узнаванию друг друга?" - 77 студентов ответили "да", это составляет 91,6% от количества опрошенных.
На вопрос "Помогли ли проводимые занятии в упорядочении вашей учебной деятельности?" - 70 студентов из опрошенных ответили "да", это составляет 83,6%.
На вопрос "Изменился ли ваш подход в подготовке к занятиям?" - "да" ответили 68 студентов, что составляет 81% от количества опрошенных.
Это интересно
Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН
Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН: - внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабо сформированным произвольное в ...
Управление процессом усвоения
Оценка успеваемости, связанная с аттестацией, составляет лишь незначительную часть педагогической практики. В будущем все более будет возрастать значение компьютера в процедуре оценки знаний и умений школьников и эффективном использовании такой информации учителем. По всей вероятности, это прежде в ...
Чтение с листа
Для чтения с листа необходимы теоретические знания, достаточно развитые интонационно-ладовый слух и чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы и логики музыкальной мысли, умение выразительно передать её содержание при исполнении. Таким образом, для чтения с листа требуется оп ...