pedagogyreview
Разное по педагогике » Анализ современного положения в отечественном специальном образовании » Актуальные проблемы современного специального образования

Актуальные проблемы современного специального образования

Страница 1

Современная система коррекционного образования в России представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность системы, специальных образовательных учреждений 8 типов, методический аппарат, обеспечивающий их деятельность, коллектив педагогов, воспитанников - лиц с недостатками в психофизиологическом развитии.

Исследование эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, выполненное Н.Н. Малофеевым, позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции:

1. Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии (18 в. В России);

2. Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них (нач. 19 в.);

3. Третий период - от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых (30-е годы 20 в.);

4. Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей (50-90 годы);

5. Пятый период - от изоляции к интеграции (с 90-х годов, наше время).

Специфичность современного периода в развитии системы коррекционного образования состоит в том, что с 1991 г. по настоящее время одновременно в рамках одной и той же системы специального образования действуют разнонаправленные тенденции и подходы.

Можно выделить два основных подхода в коррекционной педагогике к обучению детей: сегрегационный и интегрированный (или инклюзивный).

Сегрегационная система образования подразумевает отделение людей с недостатками в развитии от всех остальных, создание для них особых условий существования, ограждение от внешнего социального мира.

Интегративный подход к обучению предполагает создание условий для полноценного включения людей с недостатками в развитии в социальную жизнь, совместное обучение, совместный процесс освоения мира наряду с людьми, не имеющими недостатков в физическом или психическом развитии.

Базовые принципы инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

По мнению Н.Н. Малофеева современная ситуация в коррекционном образовании в России характеризуется:

отсутствием закона о специальном образовании, гарантирующим право на специальное образование всем категориям нуждающихся детей;

неукомплектованностью специальных образовательных учреждений кадрами специалистов-дефектологов;

охватом специальным образованием менее половины нуждающихся в нем детей;

крайне неравномерным распределением по территории страны специальных образовательных учреждений, дефектологических кадров, центров подготовки этих кадров;

Страницы: 1 2

Это интересно

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью
Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60- х годов интерес к ним ещё более возрастает. Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, О.Е.Фрейров, М.Г.Блюмина, И.Л.Юркова и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной пед ...

Понятие общения и особенности культуры общения в воспитательном процессе
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения стан ...

Определение эффективности совместной работы воспитателя и руководителя физического воспитания по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников
Результаты исследования показали, что именно совместная деятельность воспитателя и руководителя физического воспитания по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников дает наилучшие результаты. В результате анализа тематической литературы на первом этапе исследования было выявлено дос ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru