Время обучения в вузе – это не только вооружение студента знаниями, умениями и навыками, формирование специальных способностей, необходимых для будущей работы, но и развитие у молодых людей нравственных качеств, созвучных эпохе нового тысячелетия. По определению Б. Г. Ананьева, именно «в студенческом возрасте наибольшие возможности развития, в этом возрастном диапазоне расположены сенситивные периоды, которыми еще недостаточно пользовались при обучении».
Структура любого личностного качества рассматривается психологами как своеобразный сплав мотивов и соответствующих форм поведения. При этом особое значение имеет совпадение или несовпадение мотивов студента с общей целью их деятельности. Совпадение мотивов и целей деятельности дает положительный эффект, способствуют формированию у студентов стремления к знаниям, повышает работоспособность.
Если личная мотивация студента не совпадает с требованиями, которые предъявляет вуз, это влечет за собой пропуски занятий, неудовлетворительную подготовку к практическим и семинарским занятиям, отсутствие желания учиться, ведет к формированию своеобразного «смыслового барьера», когда предъявленные требования имеют различную значимость для тех, кто их предъявляет и кто должен выполнять.
Основным видом деятельности для студента является обучение. В этом плане мы согласны с утверждением Б. Г. Ананьева, что «обучение не есть только передача и усвоение информации – знаний и правил деятельности. Обучение есть вместе с тем общение, коммуникация, соответствующая структуре общества и господствующему в ней типу межличностных взаимоотношений именно вследствие этого обучение, являющееся главным средством образования, неизбежно оказывает гетерогенное влияние на нравственное развития учащихся».
Эффективность учебно-воспитательного процесса в одинаковой степени зависит от усилий тех, кто учится, и тех, кто обучает. Установлена прямая зависимость между мотивом деятельности и успеваемостью студентов, их отношением к учебе вообще и к экзаменационной оценке в частности.
Однако, «инструмент» формирования правильного отношения студентов к учебе в вузе недостаточно отработан, не изучены причины, активизирующие обучение и мешающие студентам хорошо учиться, этому должна способствовать психолого-педагогическая служба учебных заведений, которая способствовала бы решению проблемы повышения качества подготовки специалистов. Проведение психолого-педагогических исследований по целому комплексу вопросов: обеспечение своевременного обновления и коррекции содержания обучения, интеграции и интенсификации преподавания; оптимизация умственного напряжения студентов, преодоления их перегрузки; рациональное сочетания различных дидактических подходов (индивидуализация, дифференциация, алгоритмизация обучения, проблемность преподавания, применение деловых игр, технизация учебного процесса, сугестопедия и др.); совершенствование лекционного преподавания, развитие врачебного мышления, организация углубленной самостоятельной работы, связанной с учебной и научно - исследовательской деятельностью студентов - вот тот круг вопросов, который должны решать психолого-педагогические службы
Научные направления раскрытия психологического обеспечения различных видов деятельности в отечественной психологии| | |||
Область применения |
Научные направления |
Авторы |
Примеч. |
Школьная учебно - воспитательная деятельность |
Выявление функций, задач, направлений подготовки, статуса, форм работы практического психолога в школе |
И.В. Дубровина Ю.К. Бабанский |
Создана психологическая служба в системе народного образования |
Выделение двух стратегий психологического обеспечения: психологическое консультирование и психологическое проектирование |
Е.М. Дубовская О.А. Тихомандрицкая | ||
Выявление и практическое спользование психолого- педагогических факторов в воспитании и обучении |
М.В. Гомезо | ||
Определение задач, решаемых школьным психологом |
Н.Ф. Талызина | ||
Раскрытие задач школьной психологической службы |
И.В. Дубровина А.М. Прихожан | ||
Учебно- воспитательная деятельность ВУЗа |
Обоснование сущности и содержания психологического обеспечения учебно- воспитательного процесса в ВУЗе |
Н.Н. Обухова А.М. Копеина | |
Психологическая поддержка как условие саморазвития личности |
А.В. Брушлинский Л.А. Петровская | ||
Раскрытие психологических аспектов процесса подготовки кадров |
А.И. Крупнов | ||
Выделение технической стороны оснащения преподавателя психологии |
В.И. Дружинин | ||
Профессиональная производственная деятельность |
Идея создания психологической службы в различных отраслях народного хозяйства и в масштабе всей страны |
В.В. Давыдов Ю.М. Забродин Б.Ф. Ломов К.К. Платонов |
Отсутствие единого подхода в определении задач психологической службы на производстве |
Психологический анализ производственной организации и осуществление взаимодействия человеческого фактора и материально- технической составляющей производства |
Ю.М. Забродин Т.И. Саксакум Е.В. Таранов | ||
Пронизывающий характер психологического обеспечения всех сфер профессиональной деятельности |
Г.С. Никифоров А.А. Крылов | ||
Выявление важных психологических параметров человека влияющих на производительность труда |
А.И. Нафтульев Н.М. Лебедев В.С. Тимощук | ||
Учет человеческой психики при разработке, создании, внедрении и эксплуатации новой техники и технологии |
Г.В. Суходольский | ||
Спортивная деятельность |
Методологические аспекты системного подхода в психологическом обеспечении подготовки спортсменов |
А.В. Григолова |
Раскрыты некоторые элементы психологической службы спорта |
Разработка модели психологической подготовленности спортсмена |
В.Ф. Сопов | ||
Выделение психической стороны спорта. Применение психотренинга для решения психодиагностических и психокоррекционных задач |
Н.В. Цзен Ю.В. Пахомова | ||
Формирование спортивно важных психологических свойств спортсмена |
Н.Б. Стамбулова | ||
Организационное развитие |
Раскрытие составляющих психологического обеспечения организационного развития. |
С.А. Липатов |
Обоснование уровней осуществления психологического обеспечения |
Это интересно
Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших
дошкольников с помощью формирования системы знаний о животных
В соответствии с целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи: • проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе; • разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников с помощью ...
Инвестиция в качество российского образования
Задачи: создание образцов высокого качества образования («точек роста»), поддержка классных руководителей и учителей начальных классов; стимулирование созидательной активности молодежи (проекты развития городов, сел, регионов, предпринимательские инициативы, достижения в спорте, учебе, науке, культ ...
Определение влияния стихов и рифмовок на
формирование произносительных навыков
Раскрыв содержание понятия "формирование произносительного навыка", мы пришли к выводу о том, что при использовании стихов и рифмовок на уроках английского языка в начальной школе произношение у детей улучшается и становится четким, эмоциональным и выразительным. Для практического подтвер ...