pedagogyreview
Разное по педагогике » Социально-психологические факторы и условия, влияющие на процесс речевого развития детей дошкольного возраста » Речь и развитие речевых процессов

Речь и развитие речевых процессов

Страница 1

Речь – основная форма общения, опосредованная языком. Основными функциями речи являются следующие:

1) Речь – самое совершенное, емкое, точное и быстрое средство общения людей. В этом заключается ее коммуникативная (межличностная) функция;

2) внутрииндивидуальная функция речи состоит в том, что речь как инструмент осуществления психических функций, позволяет ясно осознавать их и открывает возможность регулировать и контролировать психические процессы.

3) Речь служит для отдельного человека каналом связи с обществом для получения информации, общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом заключается общечеловеческая функция речи.

Функции речи отражают реальное развитие речи в онтогенезе. Изначально речь возникает как средство общения, то есть выполняет межличностную функцию, но она сразу оказывает и внутрииндивидуальный эффект. Даже первые вербализации оказывают влияние на чувственный опыт ребенка. Но все-таки диалогическая речь предшествует монологической, а значит, межличностная функция речи формируется раньше внутрииндивидуальной.

Общечеловеческая функция (чтение и письменная речь) реально оформляется у детей уже в школьные годы. Ей предшествует овладение ребенком устной речью на втором году его жизни.

Каждая из функций речи, в свою очередь, включает в себя еще ряд функций. Так, коммуникативная межличностной функция делится на функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительную. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

Освоение слова как сигнала

Исследования физиологов и психологов (А.Г. Иванов-Смоленский, В.К. Фадеева, И.Б. Познанская, Н.X. Швачкин, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.И. Красногорский, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, Ф.И. Фрадкина, 3.И. Барбашова) показывают, что выделение младенцем слова как специального сигнала – довольно длительный процесс.

Сначала слово, произнесенное взрослым в какой-то знакомой ребенку ситуации, слито со всеми входящими в эту ситуацию компонентами. Лишь постепенно, после 6 месяцев, слово начинает высвобождаться от действия различных сопутствующих компонентов привычной для ребенка ситуации. Прежде всего, падает значение стато-кинестетического компонента, то есть, его положения в пространстве при той ситуации. Затем отпадает значение зрительного компонента (внешний вид обстановки; вид человека, который произносит сигнальное слово). Дольше всего сохраняется значение звукового сигнала и интонации, с которой взрослые произносят слово.

Ребенок довольно длительное время безразличен к смысловому значению слова. К концу первого года жизни он реагирует на знакомое слово уже независимо от наличия остальных компонентов ситуации.

Развитие понимания речи

Ситуативность в восприятии понимаемой речи сохраняется у ребенка до конца года. Так, девяти-, десятимесячный ребенок реагирует чаще всего на интонацию речи взрослого, на выражение его лица независимо от содержания тех слов, которые взрослый произносит. Это либо действие ребенка в ответ на сигнал: «Дай ручку», «Сделай ладушки», – либо указательный жест, который ребенок обычно воспроизводит подражательно вслед за соответствующими движениями старшего или в ответ на вопрос: «Где папа?», «Покажи носик», «Где зайчик?»

Подобными играми-упражнениями взрослый вырабатывает у ребенка однотипную реакцию на словесный сигнал.

Однако еще нельзя сказать, что на этом этапе развития ребенок понимает речь. Он правильно реагирует на слово лишь в знакомой ему ситуации общения со взрослыми. Чем более вариативны отдельные условия это ситуации, тем скорее вычленяется для младенца слово как постоянный и неизменный ее компонент. Оно приобретает сигнальное значение, но это все еще сигнал первой сигнальной системы. О том, насколько трудной задачей для годовалых детей является переход к обобщениям, говорит то, что, например, девятимесячный ребенок правильно реагирует на вопрос «где папа?», но не понимает указания «иди к папе». К концу первого года жизни число таких узкопонимаемых слов и предложений обычно не превышает 12–18.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно

Анализ программного содержания по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Для определения направлений формирования эмоциональной сферы детей рассмотрим задачи программ: программы социально-эмоционального развития дошкольников «Я-ты-мы» и программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Прогр ...

Система и методы проверки знаний в школе
В школе проводится текущая и итоговая проверка знаний. Для осуществления текущего контроля применяются следующие виды проверки: устный опрос, проверка письменных домашних работ, контрольные работы, повседневное наблюдение. Эти виды проверки проводятся на уроке в специально отводимое время, либо в п ...

Интерактивный урок литературы – особый тип урока
В национальной доктрине развития образования ставится задание постоянного обновления содержания образования и учебно-воспитательного процесса. В частности, определена роль гуманитарных дисциплин в духовном росте школьников и цель литературного образования, которая заключается во введении учеников в ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru