Русская народная сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и с народными сказками. Так в XIII веке епископ Серапион Владимирский запрещал “басни баять", а царь Алексей Михайлович издал в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец “сказыванию и скоморошеству”. Тем не менее уже в XII веке сказки стали заносить в рукописные книги, включать в состав летописей. А с начала XVII века сказки стали выходить в “лицевых картинках" - изданиях, где герои и события изображались в картинках с подписями. Но все же и этот век был суров по отношению к сказкам. Известны, например, резко отрицательные отзывы о “мужицкой сказке” поэта Антиоха Кантемира и Екатерины Второй; во многом не согласные друг с другом, они ориентировались на западноевропейскую культуру.
XIX век тоже не принес народной сказке признания чиновников охранительного направления. Так, знаменитый сборник А.Н. Афанасьева “Русские детские сказки” вызвал претензии бдительного цензора как якобы представляющий детскому уму “картины самой грубой своекорыстной хитрости, обмана, воровства и даже хладнокровного убийства без всяких нравоучительных примечаний”.
И не только цензура боролась с народной сказкой. С середины того же XIX века на нее ополчились известные педагоги. Сказку обвиняли в “антипедагогичности”, уверяли, что она задерживает умственное развитие детей, пугает их изображением страшного, расслабляет волю, развивает грубые инстинкты. Такие же, по существу, аргументы приводили противники этого вида народного творчества уже в нашем столетии, в советское время. После Октябрьского переворота педагоги - "леваки" добавляли еще и то, что сказка уводит детей от реальности, вызывает сочувствие к тем, к кому не следует - ко всяким царевичам и царевнам. С подобными обвинениями выступали и некоторые авторитетные общественные деятели, например, Н.К. Крупская. Рассуждения о вреде сказки вытекали из общего отрицания революционными теоретиками ценности культурного наследия.
В 20-е годы XX века детские книги выходили в детских редакциях крупнейшего государственного издательства, а также в ряде других государственных и частных издательств. Требовалось осмысление этой продукции, ее классификация, оценка.
Жизненно важной для детской литературы была дискуссия о сказке, возникшая в эти годы и перепрыгнувшая за пределы десятилетия. Возражения против сказок сводились в основном к следующему: сказка отвлекает ребенка от реальной жизни, она отражает идеологию буржуазного мира; заключает в себе мистицизм и религиозность. Сказочный антропоморфизм тормозит утверждение ребенка в его реальном опыте: ребенок не может создать устойчивые связи между собой и внешней средой, которые необходимы для его нормального развития.
Как уже говорилось выше, Н.К. Крупская также выступала против сказки. Особенно ее беспокоило несоответствие "чудесной формы" и "чуждого содержания". Она предлагала создавать современные сказки - продуманные, работающие на воспитание "горячих борцов". И советовала для этого изучить жанры старой сказки, по-новому перестроить их, учитывая современную действительность, и влить в эти обновленные сказочные формы новое, коммунистическое содержание.
А.В. Луначарский не разделял взглядов Крупской. Он считал ошибкой отказ от фантастического мира сказки, переход к "стопроцентному реализму". Препятствовать тяготению ребенка к волшебству, к фантастике, тайне и вымыслу - значит калечить его, мешать нормальному развитию личности, утверждал он.
М. Горький, также неоднократно выступавший в защиту сказки, считал, что для человека увлекательна и поучительна "выдумка - изумительная способность нашей мысли заглядывать вперед факта". Поэтому сказка благотворно воздействует на душевное и умственное созревание детей.
Совет детским писателям учиться у сказки давал С.Я. Маршак. Особенно возмущала его группа спорящих, по мнению которых для детей нельзя печатать вообще ни одной народной сказки.
У К.И. Чуковского есть издание “От двух до пяти”, где в главе “Борьба за сказку” он описывает детские истории и значимость народных сказок для детского круга чтения, о роли сказок вообще: "Как будто есть какая-нибудь принципиальная разница между той сказкой, которую сочиняет ребенок, и той, которую сочинил для него великий народ или великий писатель! Ведь все равно, дадите вы ему эту сказку или нет, - он сам себе сказочник, сам себе Андерсен, Гримм и Ершов, и всякая его игра есть драматизация сказки, которую он тут же творит для себя, одушевляя по желанию все предметы, превращая любую табуретку в поезд, в дом, в верблюда".
Несмотря на трудную судьбу, сказка продолжает жить. Именно народные сказки явились основой знаменитых "авторских", "литературных" сказок А.С. Пушкина, В. Жуковского, П. Ершова и других писателей XIX века. К.Д. Ушинский включал сказки в свои книги "Детский мир" и "Родное слово", полагая, что никто не может состязаться с педагогическим гением народа.
Это интересно
Основные проблемы и недостатки применения
мультимедиа в образовании
Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается то, что после их разработки начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных про ...
Разработка программы занятий по развитию медиакультуры младших школьников
Темпы информатизации современного общества, все более широкое использование им компьютерных и сетевых технологий, выдвигают требования к освоению их основ детьми, начиная со школьного возраста. Работа с медиа становится главным содержанием, стратегией и тактикой обучения младших школьников работе с ...
Теоретическое обоснование использования мультимедиа
аппаратуры
«Следует упражнять чувства посредством внимательного ознакомления с предметом, сохранять прирожденную впечатлительность и живость и заботиться об основательном усвоении». А. Дистервег Современная проекционная аппаратура, представленная на отечественном рынке огромным количеством моделей, в основном ...