Исследование проводилось на базе техникума железнодорожного транспорта.
В исследовании участвовали выпускники Волховского колледжа транспортного строительства по специальности: техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных машин и оборудования, 40 человек в возрасте 18–20 лет. Диагностика проведена в срок с 8 февраля по 24 февраля.
Экспериментальная группа: выпускники, прошедшие программу профессионального самоопределения, 20 человек.
Контрольная группа: выпускники, не проходившие программу, 20 человек.
Гипотеза: у выпускников после прохождения программы профессионального самоопределения к профессиональному выбору в большей степени выражены профессиональные интересы и представления о будущей профессии, преобладает мотивация достижения успеха.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап включал формирование выборки: группы выпускников, прошедших программу профессионального самоопределения, и контрольную (выпускники, не проходившие программы)
На втором этапе проведено тестирование, в рамках которого применялись психодиагностические методики
Третий этап – обработка и интерпретация полученных данных, подведение выводов по работе.
Далее приведем обоснование программы профессионального самоопределения.
Цель программы – формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции профессиональных намерений в юношеском возрасте.
Задачи программы:
активизация профессионального самоопределения;
активизация процесса самопознания;
выработка адекватного отношения к своим профессионально важным качествам;
личностный рост каждого участника в процессе коррекционных занятий.
Содержание психокоррекционной работы.
Психокоррекционная работа представлена групповой формой.
При групповой форме работы психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждого участника занятия, но и внутри группы при взаимодействии участников.
Структура групповых психокоррекционных занятий.
Каждое групповое психокоррекционное занятие включает три этапа работы:
1-й этап – Разминка
На этом этапе занятия психолог подготавливает участников группы к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные психокоррекционные упражнения, настраивающие участников на определенный вид внутренней работы. Используются упражнения на внимание, снятие напряжения, сокращение эмоциональной дистанции, тренировку понимания и выражения своих чувств. Начинается разминка с приветствия.
2-й этап – Основная часть
Этот этап занятий полностью нацелен на переосмысление жизненных позиций и мировоззренческих установок.
Данный этап включает в себя два блока:
информационный блок;
игровые профориентационные упражнения;
ролевая игра.
3-й этап – Подведение итогов занятия
Эта часть занятия имеет задачу подытожить то, о чем говорили, какие выводы сделали психолог и участники группы.
При составлении психокоррекционной программы мы основывались на следующих принципах:
Принцип нормативности развития: следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. При оценке соответствия уровня развития возрастной норме и формировании цели коррекции необходимо учитывать социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, уровень сформированности психологических новообразований.
Это интересно
Задачи, решаемые
при проведении подвижных игр
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Оздоровите ...
Нарушение психического развития и школьная
дезадаптация
Основной причиной школьных затруднений являются фиксируемые у детей те или иные нарушения психического развития. При этом необходимо отметить, что речь идет не о серьезных отклонениях от нормы , которые вовсе не позволяют ребенку обучаться в массовой школе, а о временных, приходящих, слабовыраженны ...
Стадии творческого процесса
Важным мне представляется положение многих авторов, занимавшихся проблемой творчества, о стадийности творческого процесса. Стадии творческого процесса: Интуитивная стадия обнаружения проблемы, необходимости решения задачи, возникновение замысла, гипотезы, идеи, появление чувства, вдохновения. Это н ...