pedagogyreview
Разное по педагогике » Экспериментальные школьные системы обучения » Обучение по системе Л.В. Занкова

Обучение по системе Л.В. Занкова

Страница 1

В 60-ых гг. ХХ века, с целью решить актуальные проблемы традиционного обучения, начинает свою экспериментальную работу Леонид Владимирович Занков. Он один из первых понял, что современная система обучения не соответствует требованиям времени, что выпускник школы не должен быть «заложником» стандартных, усвоенных учеником в школе способов действий. Занков провидел, что в конце ХХ, начале XXI века самым главным ресурсом общества станет творческая личность, способная самостоятельно и ответственно, а потому свободно, конструктивно преобразовывать мир. «Школе предстоит сыграть выдающуюся роль в воспитании нового человека, в формировании всесторонне развитой личности. … Мы хотим воспитать человека-творца, а нынешняя методика начального обучения формирует из школьников односторонних исполнителей. Мы хотим, чтобы жизнь широким потоком ворвалась в школьное обучение, чтобы дети увидели её во всей многогранности и красочности». Целью экспериментальной работы Л.В. Занкова стало повышение развивающей функции обучения. «На самом деле, если школьников обучают…, это вовсе ещё не означает, что тем самым достигается существенный результат в развитии их мышления». Безусловно, традиционное обучение всегда было и является развивающим, однако целью этой системы является приобретение детьми знаний, умений и навыков, что считается синонимом развития. Каким образом и какие функции психики развивает традиционное обучение не подвергалось изучению. «Экспериментальная психология, методика и психологический анализ должны стать органической частью педагогических исследований. Однако фактически в дидактических исследованиях использование экспериментально-психологических приёмов и психологического анализа почти совсем отсутствует». Предвосхищая современные проблемы молодёжи в ориентации в окружающем мире, в поиске своего места в обществе, Л.В. Занков одним из первых ставит вопрос, насколько способна система обучения развить личность, чтобы она была успешна в обществе? Он приходит к выводу, что требуется коренное реформирование системы обучения, начиная с целей, задач и основополагающих принципов. Он говорит, что знания – не самоцель обучения, важна та работа, которую проделывает знание в процессе психического развития человека. «В качестве дидактического стержня (перестройки начального образования) мы выдвигаем эффективность учебного процесса для общего развития школьников». Под психическим развитием человека он понимал целостное и всестороннее развитие ума, воли и чувств. Под развитием ума понимались качественные и количественные изменения в сфере интеллекта, познавательных процессов, мыслительных действий.

Развитие воли предполагало формирование произвольности и способности самостоятельного поиска необходимой человеку информации.

Развитие чувств осуществляется достижением острого эмоционального переживания открытия, знания, актуального для деятельности человека. Человек в процессе познания не должен быть эмоционально безучастным, поиск актуальных для него знаний и их нахождение вызывает эвристический восторг, который навсегда закрепляет новые способы действий человека без утомительного заучивания и механического запоминания. Основанием системы Л.В. Занкова стали принципы развивающего обучения, которые, к сожалению, были сформулированы тезисно, и до сих пор не достаточно осмыслены современными педагогами. От правильной реализации этих принципов зависит эффективность системы обучения.

Обучение должно быть трудным, но посильным для освоения ребёнком в зоне ближайшего развития.

Если предлагаемые детям задания ребёнок уже может выполнять сам и не испытывает при этом затруднений – их выполнение находится в зоне актуального и не ведёт дальнейшего развития. Ребёнку не интересно выполнять такие задания. Например: типовые примеры на изучаемое правило. Решив несколько подобных примеров, ребёнок понимает обобщённый способ их выполнения и, не задумываясь, осуществляет только механические действия, записывая решения следующих примеров. Чтобы задания развивали, необходимо, во-первых, чтобы они были актуальными для ребёнка, т.е. он сам хотел получить ответ на предлагаемые задачи; а во-вторых – они были трудными, т.е. от ребёнка требовалось приложение усилий для их выполнения. Ребёнок должен понять, что трудности с выполнением задания всегда связаны с недостатком информации. Стало быть, нужно добыть эту информацию. Где? Можно спросить её у сверстников, взрослых, учителя; можно найти книгу, в которой есть эта информация. Учителя и взрослые (родители) могут оказать помощь ребёнку: непосредственную (с малым развивающим эффектом) – выполнить за него часть работы, указав объяснительно-иллюстративным методом, как решаются подобные задачи; и опосредованную (с высоким развивающим эффектом) – указать полезную книгу, актуализировать забытые ребёнком знания, необходимые для решения задачи, поставить и решить с ребёнком подобную или обратную задачу, но сделать так, чтобы к решению новой и актуальной для него задачи, молодой человек пришёл сам. Тогда он не только получит искомый ответ, но ещё и испытает эвристический восторг, который закрепит способ решения задач данного типа. Это будет его достижение, потенциал для дальнейших свершений. Решив задачу с ним или за него, ребёнок хотя и получит искомый ответ (достигнет положительного результата), но это не будет его достижением, не будет стимула для дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Основные принципы и содержание психологической диагностики школьной дезадаптации
Исходя из вышеописанного феномена школьной дезадаптации, его основных проявлений, психологической структуры, механизмов формирования, можно утверждать, что эффективная коррекционная и профилактическая работа в этой области невозможна без точного диагноза. Речь должна идти не сколько о медицинском, ...

Организация практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету
Важное место при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям. Часы, отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости от результатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практически ...

Психофизиологическая структура процесса чтения
В организации анализа литературных источников мы исходили из выдвинутого и разработанного в отечественной психолингвистической и психологической науке методологического принципа единства сознания и деятельности, представленный в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.A.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru