С повсеместным внедрением информационных технологий на разных уровнях жизни пользователи компьютеров от общения в чате, поиска информации в сети Интернет, освоения компьютерных игр, все чаще приходят к пониманию того, что телекоммуникации и компьютерные средства становятся в настоящее время эффективным средством обучения, самореализации, повышения образовательного уровня. Под инновационным образовательным процессом понимают процесс, посредством которого происходит качественно новое изменение в системе (ее элементах). Данный процесс включает в себя деятельность по созданию, освоению и распространению нововведений .
Одной из основных целей современного образования является изменение личных качеств учащегося, эффективное и качественное развитие и реализация его внутреннего творческого потенциала.
В настоящее время в сети Интернет существуют разнообразные формы организации творческой деятельности учащихся. Среди них распространены творческие конкурсы, научно-исследовательские проекты, мастер-классы, олимпиады и др. Если данные формы построены на основе традиционного очного обучения, то наибольшее внимание в таких проектах уделяется нахождению правильного, заранее известного ответа на сложную задачу или проблему. Поэтому такие проекты в большей степени ориентированы на поиск готовой информации в сети, а не на собственную творческую деятельность учащихся .
Научная школа А.В.Хуторского в Центре дистанционного образования "Эйдос" на протяжении многих лет разрабатывает и апробирует направление творческого обучения массового школьника в системе дистанционных эвристических олимпиад. У проводимых олимпиад две особенности - они эвристические и дистанционные. Эвристичность означает то, что от участников требуется не просто правильное решение сложных задач, а получение собственного результата - образовательного продукта, например, создание собственной задачи на основе выявленных самим учащимся принципов. Именно уникальность и качество созданного участником продукта оценивается жюри по разработанным критериям. Дистанционный характер олимпиад заключается в удалённости участников и организаторов олимпиады друг от друга. Учащиеся школ, лицеев, гимназий одновременно соревнуются в творчестве с помощью сети Интернет, находясь при этом в разных городах и странах .
Дистанционные эвристические олимпиады выявляют скрытые возможности и таланты учащихся как по определенному учебному предмету, так и в межпредметных областях, помогают решать проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологий, позволяют современному школьнику ощущать себя развивающимся гражданином мирового информационного пространства.
Участвуя в дистанционных творческих олимпиадах, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования, так как выполняя открытые эвристические задания, они решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе.
Количественный рост учащихся и педагогов, систематически принимающих участие в дистанционных эвристических олимпиадах, а также качественное изменение создаваемой ими творческой продукции, свидетельствует о востребованности предлагаемой системы дистанционных эвристических олимпиад для массового школьного обучения .
Дистанционные эвристические олимпиады представляют собой инновационный образовательный процесс, основой которого являются дидактические основы эвристического обучения, разработанные и реализованные А.В.Хуторским. Для создания, реализации и обеспечения целостной системы дистанционного эвристического обучения необходимо поставить следующие научные проблемы:
1. определить место и роль дистанционных эвристических олимпиад в системе дистанционного эвристического обучения;
2. разработать и обосновать дидактическую систему дистанционных эвристических олимпиад;
Это интересно
Техника безопасности при работе в кабинете информатики
В настоящее время идея компьютерной грамотности претворяется в жизнь. В школах введено изучение основ информатики и вычислительной техники с целью формирования у учащихся знаний, умений и навыков, дающих понимание возможностей компьютера и практического использования его при решении разнообразных з ...
Информационные технологии в образовательной
деятельности сельской школы
Ни для кого не секрет, что в XXI веке человечество вступило в новую эру - эру информации. От того, насколько эффективно мы сумеем использовать информацию как стратегический фактор развития цивилизации, во многом будут зависеть не только благосостояние и стабильность нашего общества, но также и возм ...
Обучение связной речи
Овладение связной монологической речью — одна из главных задач речевого развития ребенка. Однако ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, при формировании которой используется метод беседы. Диалогическая форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ ...