pedagogyreview
Разное по педагогике » Инновационные педагогические технологии » Инновационные тенденции в профессиональном образовании

Инновационные тенденции в профессиональном образовании

Страница 1

Международный опыт убеждает в том, что качество подготовки кадров было, есть и будет приоритетным в сфере профессионального образования. Опираясь на анализ советской профшколы и современной России, следует отметить, что этому вопросу всегда уделялось большое внимание как органами управления образованием всех уровней, так и самими учреждениями профобразования. К сожалению, результат не всегда был таким, каким хотелось бы иметь.

В советский период работала технология "доводки" качества знаний, умений и навыков будущих рабочих и специалистов непосредственно на государственных предприятиях. В новых рыночных условиях эта технология уже не срабатывает, владельцы малых и крупных предприятий не нуждаются в неквалифицированных кадрах и не собираются быть меценатами их обучения. Это одно из главных противоречий нынешнего времени.

Такое положение дел подталкивает руководителей образовательных учреждений к поиску новых технологий повышения эффективности подготовки кадров. Есть немало интересных и, главное, практико-ориентированных разработок в Институте развития профессионального образования Минобразования РФ, авторами которых являются профессора И.П. Смирнов, А.Т. Глазунов, академик Е.В. Ткаченко и др. Парадокс в том, что в российских регионах об этом знают понаслышке и от всяких новых, в том числе апробированных, разработок отмахиваются, как от назойливых мух, сетуя при этом на отсутствие необходимых рекомендаций. Причины очевидны: нежелание погрузиться в указанную проблему; отсутствие специалистов по инновационным педагогическим технологиям; отсутствие необходимых условий, способствующих их реализации.

Многолетнее сотрудничество Профессионального лицея № 12 Старого Оскола Белгородской области с профшколами Германии, и в частности г. Зальцгиттера, подтверждает важность и актуальность постоянного и пристального внимания к качеству профессионального обучения.

Отличия российской и немецкой систем профобразования состоят в следующем:

— профессиональное образование Германии основано, как известно, на дуальной системе, которая предполагает не только заинтересованность профшколы и предприятия — заказчика кадров, но и ответственность за соблюдение стандарта образования, наличие высококвалифицированных преподавательских кадров, высочайший профессиональный уровень мастеров производственного обучения, работающих на предприятиях, наличие современной учебной и материально-технической базы и, наконец, независимых комиссий, принимающих экзамены как на этапе аттестации, так и на выпускных квалификационных экзаменах;

—демократизация учебного процесса в немецких профшколах, пронизывающая всех его участников: от учащегося до руководства. Осознание обучающимися необходимости получения знаний с целью дальнейшего их применения на практике, а также того, что от уровня их квалификации зависит успешность профессиональной деятельность, а значит, благополучие, место в обществе;

—качество для немцев — это прежде всего нравственная категория, формирующая чувство гордости за себя, свой труд, свою страну.

Наряду с изложенным следует отметить новое направление в профессиональной школе Германии. Это не просто лозунг или призыв, а целая система мер, предусматривающая высокую эффективность использования бюджетных средств, материальных ресурсов в достижении конечного результата. В таких условиях всякий предлагаемый проект или новация подвергаются тщательной экспертизе советом профшколы, работодателями и организациями, участвующими в ее финансировании. При положительном заключении проект получает одобрение, грант на его реализацию и материальное поощрение его разработчиков.

Справедливости ради следует признать, что и в отечественных учреждениях профобразования есть немало творческих коллективов. Примером могут служить профлицеи Татарстана, Белгородской, Оренбургской, Челябинской областей, Краснодарского и Хабаровского краев. Однако общее состояние качества подготовки кадров в системе профессионального образования остается на довольно низком уровне. Основными и широко известными причинами этого являются: невысокая оплата труда работников профшколы, отсюда их низкая квалификация, отсутствие мотивации к использованию новых педагогических технологий; отрицательное влияние на качество профподготовки упразднения института базовых предприятий, которые были гарантами профессиональных учебных заведений. Эта же проблема порождает неуверенность выпускников в завтрашнем дне. Замечу, что опыт стран с развитой экономикой показывает: благополучие собственников напрямую зависит от благополучия молодежи, которая востребована на рынке труда.

Страницы: 1 2

Это интересно

Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН
Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН: - внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабо сформированным произвольное в ...

Методика организации и проведения подвижной игры
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательност ...

Разработка вопросов исследования проблемы творчества дошкольников в научно-педагогической литературе
Анализ проблемы развития творчества во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творчество отождествляется со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, пи ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru