Программа семинара-тренинга
Общение в конфликте
Цель: актуализировать знания о конфликте, сформировать понятие о видах поведения в конфликте.
Задачи:
дать рабочее определение конфликта;
показать различие рабочего определения и бытового понимания конфликта;
показать основные факторы, определяющие вид поведения в конфликте;
научить узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия.
Участники: педагоги, социальные педагоги, воспитатели.
Продолжительность: 8 часов.
Ход семинара-тренинга
Знакомство с участниками. Постановка цели и задач перед участниками и ведущим.
Работа с доской. Метод незаконченных предложений: "Конфликт - это…". Выделение положительного и отрицательного воздействия конфликта. Анализ полученного материала, разделение поведенческих, содержательных и эмоциональных компонентов конфликта.
Способы разрешения конфликтов (стили выхода из конфликтных ситуаций). Работа в парах по обсуждению плюсов и минусов каждого стиля выхода из конфликтных ситуаций, в каких ситуациях является обоснованным.
Работа в парах. Упражнение "х-у": один человек стоит, другой сидит. Стоящий давит на того, кто сидит. Рефлексия: какие чувства возникают у вас, когда другой человек давит на вас.
Упражнение "Кораблекрушение в океане". "Ваш корабль терпит кораблекрушение. Имеется шлюпка, вмещающая всех игроков и в которой есть одно место для одного предмета из 10 предложенных. Вдалеке виден остров. Задача - выжить на этом острове, взяв с собой самый необходимый предмет". Первый этап - индивидуальный выбор, второй этап - группа приходит к единому мнению. Рефлексия: кто являлся лидером обсуждения; удалось ли прийти к соглашению; не возникло ли у кого-то чувство "подавления" его другими участниками; если кто-то поменял свою точку зрения, то почему.
Список предметов:
чемодан с одеялами
аптечка
ящик с ликером
оружие
коробка с едой
спасательные жилеты
полевая кухня
собака, которая приносит удачу
радио
ящик с инструментами
Работа в группах. Моделирование конфликтных ситуаций, в которых демонстрируются конкретные виды поведения: конкуренция, приспособление, компромисс, сотрудничество. Рефлексия: как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства. Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему? Как можно охарактеризовать данный стиль с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других? Фиксирование внимания на ключевом моменте - интересы сторон.
"Оптимальное самоутверждение". Отработка в парах, в группе техники "Я - высказывания".
"Я - высказывание" передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету, без обвинений и без требований, чтобы другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего оппонента.
"Я - высказывание" может быть полезным в любой обстановке, но оно особенно полезно, когда вы рассержены, раздражены, в плохом настроении или недовольны чем-то.
Это интересно
Методические рекомендации
по использованию дистанционных технологий на уроках информатики
В практике педагога-предметника могут быть использованы Интернет-ресурсы разного типа. На основе результатов проведенного анализа Интернет-ресурсов, можно выделить следующие группы образовательные Интернет-ресурсов: 1. информационные Интернет-ресурсы, среди которых: - интерактивные (1 уровень интер ...
Специфические нарушения чтения младших школьников
До настоящего времени для обозначения нарушений чтения не найдено единого термина. Анализ литературы показал, что традиционно выделяют две основные группы нарушений чтения - первичные и вторичные дислексии. Первичные дислексии выявляются при клинических исследованиях. Они возникают вследствие орган ...
Контроль навыков говорения
педагогический контроль тестирование английский Объект данного контроля – уровень сформированности речевых навыков и умений, необходимых для успешного формирования навыка устной диалогической и монологической речи. В ходе проведения контроля навыков говорения проверяются: 1) способность понимать со ...