Таким образом, обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению признается принципиально возможным и необходимым.
Итак, конфликты в образовательном процессе неизбежны. Истоки столкновений многие видят в самой природе педагогической деятельности, как взаимосвязывающей множество людей с разнообразными качествами, свойствами, опытом, мировоззренческими взглядами и отношением к жизни.
Общепризнанным следует считать наличие конструктивных и деструктивных противоречий, конфликтов. В методологических исследованиях педагогов отмечается два типа противоречий:
противоречия диалектические как объективное свойство взаимодействующих педагогических структур, как условие их развития, прогресса;
противоречия казуальные, т.е. случайные, вызванные в своем большинстве некомпетентными решениями учителей или руководителей школы.
Образуя отдельную группу педагогические конфликты имеют свои особенности:
Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта: школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми.
Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки.
Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и ученика видится по - разному).
Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно завершить.
Существует несколько методов урегулирования конфликтов, которые можно объединить в две группы.
Первая группа методов - методы, предотвращающие конфликт.
Вот основные два:
Преодоление конфликта посредством улучшения общения.
Распознавание сигналов конфликта - дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис.
Вторая группа методов - методы разрешения конфликтов. Одним из которых является посредничество - разрешение конфликта с помощью посредника.
Анализ литературы и проведенное исследование со всей очевидностью доказывают нашу гипотезу о том, что нарушение педагогической этики является причиной возникновения конфликтных ситуаций между педагогами и подростками. Именно с подростками, в силу их возрастных особенностей, у педагогов чаще всего возникают конфликты и противоречия.
При диагностике и разрешении конфликта нами использовались следующие методы:
анализ конфликтной ситуации;
графический метод - составление картографии конфликта;
диагностика учащихся студенческих групп техникума;
проведение переговоров при помощи посредника (психолога);
семинар-тренинг с педагогами (по решению, принятому на переговорах) (см. Программу семинара-тренинга).
Процесс посредничества включал в себя стадии раздельной работы с отдельными участниками конфликта. Особенностью контакта посредника с клиентом является необходимость нейтральной позиции посредника. Она означает незаинтересованность в преимуществе той или иной стороны в конфликте, "победе" одной из позиций, реализации отдельных интересов и т.д. Это безоценочная позиция психолога, ориентированного на восстановление отношений участников конфликта.
Это интересно
Дети – индиго
Дети – индиго – это не просто дети с необычным цветом ауры (кстати, что такое аура, тоже никто не смог толком объяснить), это в первую очередь неординарные дети, которые буквально всем отличаются от обычного представления о детях. С малого возраста они рассуждают о судьбах мира, проявляют уникальны ...
Коррекционная работа по преодолению дислексии, обусловленной нарушением
операций анализа и синтеза у учащихся младших классов
Целью логопедической работы являлось повышение эффективности коррекционно - логопедической работы по преодолению дислексии, связанной с нарушением операций анализа и синтеза у учащихся младших классов. В задачи обучающего эксперимента входило: 1. Определить направления работы по коррекции дислексии ...
Значение наглядности, информационно-коммуникативных технологий, технических
средств обучения и мультимедийного сопровождения при обучении английскому языку
О применении наглядности в обучении английскому языку Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и представлений, создающихся на основе применения этих средств в умственную деятельность обучающихся, стимулирую ...