Таким образом, обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению признается принципиально возможным и необходимым.
Итак, конфликты в образовательном процессе неизбежны. Истоки столкновений многие видят в самой природе педагогической деятельности, как взаимосвязывающей множество людей с разнообразными качествами, свойствами, опытом, мировоззренческими взглядами и отношением к жизни.
Общепризнанным следует считать наличие конструктивных и деструктивных противоречий, конфликтов. В методологических исследованиях педагогов отмечается два типа противоречий:
противоречия диалектические как объективное свойство взаимодействующих педагогических структур, как условие их развития, прогресса;
противоречия казуальные, т.е. случайные, вызванные в своем большинстве некомпетентными решениями учителей или руководителей школы.
Образуя отдельную группу педагогические конфликты имеют свои особенности:
Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта: школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми.
Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки.
Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и ученика видится по - разному).
Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно завершить.
Существует несколько методов урегулирования конфликтов, которые можно объединить в две группы.
Первая группа методов - методы, предотвращающие конфликт.
Вот основные два:
Преодоление конфликта посредством улучшения общения.
Распознавание сигналов конфликта - дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис.
Вторая группа методов - методы разрешения конфликтов. Одним из которых является посредничество - разрешение конфликта с помощью посредника.
Анализ литературы и проведенное исследование со всей очевидностью доказывают нашу гипотезу о том, что нарушение педагогической этики является причиной возникновения конфликтных ситуаций между педагогами и подростками. Именно с подростками, в силу их возрастных особенностей, у педагогов чаще всего возникают конфликты и противоречия.
При диагностике и разрешении конфликта нами использовались следующие методы:
анализ конфликтной ситуации;
графический метод - составление картографии конфликта;
диагностика учащихся студенческих групп техникума;
проведение переговоров при помощи посредника (психолога);
семинар-тренинг с педагогами (по решению, принятому на переговорах) (см. Программу семинара-тренинга).
Процесс посредничества включал в себя стадии раздельной работы с отдельными участниками конфликта. Особенностью контакта посредника с клиентом является необходимость нейтральной позиции посредника. Она означает незаинтересованность в преимуществе той или иной стороны в конфликте, "победе" одной из позиций, реализации отдельных интересов и т.д. Это безоценочная позиция психолога, ориентированного на восстановление отношений участников конфликта.
Это интересно
Развитие лексики у младших школьников с нормальным речевым развитием и
сохранным интеллектом
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности, такую, которая несет определенную смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстракт ...
Проблемы в обучении и воспитании одаренных детей
Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать н ...
Пути развития педагогического взаимодействия на современном этапе
В Законе РФ сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.", т.е. на первое место сегодня выходят задачи воспитания. Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в ...