Следовательно, задача воспитателя – диагностировать уровень речевого развития ребенка, ведь с речью воспитанников к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем, которые, при раннем диагностировании еще можно и нужно решить:
– односложная, состоящая из простых предложений речь (ситуативная речь).
– бедность речи. Недостаточный словарный запас;
– замусоривание речи сленговыми словами и так называемыми «мусорными» словами, употребление нелитературных слов и выражений;
– бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
– неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
– отсутствие логического обоснования утверждений и выводов;
– отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
– плохая дикция;
Таким образом, основная цель речевого развития – доведение его до нормы. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Исходя из изученного нами материала и проведенного исследования, предлагаются следующие психолого-методические рекомендации для правильного развития речи у детей дошкольного возраста:
1) Необходимо создать в коллективе (семье, группе детского сада, ином коллективе) благоприятную для ребенка психологическую атмосферу, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно. Отсутствие желания разговаривать, а также замкнутое поведение ребенка обычно вызвано нахождением ребенка в неблагоприятной психологической обстановке, а также воспитанием в жестких условиях, множество запретов со стороны воспитателей и родителей.
2) Воспитатели (и родители) должны следить за собственной культурой речи, позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов, что будет способствовать пополнению активного словаря ребенка. Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, скромность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении). Эти же качества помогут ребенку чувствовать себя более комфортно в окружении родителей или воспитателей, а также других детей, что также способствует развитию речи
3) Необходимо постоянно отслеживать ситуацию в коллективе и всячески контактировать с детьми, которые по тем или иным причинам являются «пренебрегаемыми» или «изолируемыми», особенно, в младшем и среднем дошкольном возрасте, ведь это часто может стать причиной нарушений в развитии речи.
В ходе работы было изучено влияние таких социально-психологических факторов как статусное положение в коллективе (группе детского сада), психологическая атмосфера в коллективе и семье на развитие речи у детей дошкольного возраста. Полученные результаты в определенной мере восполняют недостающую характеристику влияния этих факторов. Исследования, проведенные в рамках данной работы, показали, что уровень развития речи, как правило, прямо пропорционален уровню социальной адаптации ребенка и уровню его удовлетворенности окружающим обществом.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми
Проведя исследование, мы выявили, что комфортная психологическая обстановка благоприятно влияет на развитие речи. Отсутствие желания разговаривать, а также замкнутое поведение ребенка обычно вызвано нахождением ребенка в неблагоприятной психологической обстановке, а также воспитанием в жестких условиях, множество запретов со стороны воспитателей и родителей, что, естественно, плохо сказывается на уровне развития речи ребенка и его психического развития в целом.
Тем не менее, влияние этих факторов изучено еще недостаточно. Полученные выводы исследования не претендуют на исчерпывающее решение исследуемой проблемы, так как мы рассмотрели влияние лишь нескольких социально-психологических факторов и условий на развитие речи детей дошкольного возраста. Напротив, исследование показало необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.
Это интересно
Анализ опыта работы с детьми из различных семей в практике А.С. Макаренко
А.С. Макаренко в «Лекциях о воспитании» говорил – воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и ка ...
Становление психологической службы на современном этапе
Для освещения данного вопроса нам необходимо дать анализ понятия "психологической службы". Проанализируем несколько определений различных авторов, ученых занимающихся данной проблемой. Психологическая служба - это система практического использования психологии для решения комплексных зада ...
Подвижная игра как
средство развития психофизических качеств
Значение подвижных игр для разностороннего воспитания ребенка велико: они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательны ...