pedagogyreview
Разное по педагогике » Социально-психологические факторы и условия, влияющие на процесс речевого развития детей дошкольного возраста » Экспериментальное исследование. Методы исследования

Экспериментальное исследование. Методы исследования

Страница 1

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. У детей старшего дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает. Общение преобразуется в потребность не только в доброжелательном внимании, но и в переживании. Доминирующими мотивами общения становятся деловые и личностные. Наиболее явственно особенности стратегии поведения проявляются в ролевых играх, где партнеры должны одновременно ориентироваться и в реальных, и в игровых взаимоотношениях. В этом возрасте увеличивается число конфликтных взаимоотношений со сверстниками.

В исследовании приняли участие 12 детей в возрасте 5–7 лет группы №3 детского сада №1284 г. Москвы. Эта группа была выбрана в качестве испытуемых потому, что в старшем дошкольном возрасте, можно более четко проследить дифференциацию уровня развития речи. Вместо имен детей использованы названия животных и фруктов, изображенные на шкафчике и кровати ребенка.

Для исследования уровня развития речи детей и социальной ситуации были выбраны следующие методы и методики:

1) Методика «словарная мобильность»;

2) Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру);

3) Социометрия «Капитан корабля» для выявления положения детей в группе на основе привлекательности и популярности детей.

Методика «словарная мобильность».

Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4–7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А.

Придумай как можно больше слов на букву С.

Время – 1 мин.

Оценка.

6 – 7 слов – высокий уровень;

4 – 5 слов – средний,

2 – 3 слова – низкий.

Задание Б.

Оканчивание слов.

Ход работы.

Ребенка спрашивают: «Отгадай, что я хочу сказать? По…». Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь, что я хочу сказать? Пона… «и т. Д.

Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.

Оценка

Дополнил все предложенные слоги до целого слова – высокий уровень.

Справился с половиной предложенных слогов – средний уровень.

Смог дополнить только 2 слога – низкий уровень.

Задание В.

Образование предложений с данными словами.

Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

1) девочка, мячик, кукла;

2) лето, лес, грибы.

Оценивается правильность составления фразы.

Задание Г.

Подбор рифмы.

Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма – это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет «день» «.

Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.

Время работы с одним словом – одна минута.

Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы, по меньшей мере, для двух слов. Имена собственные приемлемы.

Задание Д.

Словообразование.

Как будет называться маленький предмет?

Мяч – мячик;

рука – …;

солнце – …;

трава – …;

плечо – …;

ухо – …;

таз – …

Оценка.

6 баллов – высокий уровень,

4–5 баллов – средний,

2–3 балла – низкий.

Задание Е.

Словообразование.

Если предмет сделан из железа, то какой он?

Железо – …;

дерево – …;

снег – …;

пух – …;

бумага – ….

Оценка.

4–5 баллов – высокий уровень,

2–3 балла – средний,

0–1 балл – низкий.

Задание Ж.

Общий словарный запас.

Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

Оценка.

6–7 баллов – высокий уровень,

4–5 баллов – средний,

2–3 балла – низкий.

Задание З.

Исследование особенностей звукового анализа слова.

Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву «д», сразу хлопнешь в ладоши».

Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения – говорение – многоаспектное и сложное явление. Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии ...

Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости у подростков
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать подростка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать подростка, пров ...

Основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru