Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. У детей старшего дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает. Общение преобразуется в потребность не только в доброжелательном внимании, но и в переживании. Доминирующими мотивами общения становятся деловые и личностные. Наиболее явственно особенности стратегии поведения проявляются в ролевых играх, где партнеры должны одновременно ориентироваться и в реальных, и в игровых взаимоотношениях. В этом возрасте увеличивается число конфликтных взаимоотношений со сверстниками.
В исследовании приняли участие 12 детей в возрасте 5–7 лет группы №3 детского сада №1284 г. Москвы. Эта группа была выбрана в качестве испытуемых потому, что в старшем дошкольном возрасте, можно более четко проследить дифференциацию уровня развития речи. Вместо имен детей использованы названия животных и фруктов, изображенные на шкафчике и кровати ребенка.
Для исследования уровня развития речи детей и социальной ситуации были выбраны следующие методы и методики:
1) Методика «словарная мобильность»;
2) Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру);
3) Социометрия «Капитан корабля» для выявления положения детей в группе на основе привлекательности и популярности детей.
Методика «словарная мобильность».
Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4–7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание А.
Придумай как можно больше слов на букву С.
Время – 1 мин.
Оценка.
6 – 7 слов – высокий уровень;
4 – 5 слов – средний,
2 – 3 слова – низкий.
Задание Б.
Оканчивание слов.
Ход работы.
Ребенка спрашивают: «Отгадай, что я хочу сказать? По…». Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь, что я хочу сказать? Пона… «и т. Д.
Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.
Оценка
Дополнил все предложенные слоги до целого слова – высокий уровень.
Справился с половиной предложенных слогов – средний уровень.
Смог дополнить только 2 слога – низкий уровень.
Задание В.
Образование предложений с данными словами.
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Оценивается правильность составления фразы.
Задание Г.
Подбор рифмы.
Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма – это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет «день» «.
Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.
Время работы с одним словом – одна минута.
Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы, по меньшей мере, для двух слов. Имена собственные приемлемы.
Задание Д.
Словообразование.
Как будет называться маленький предмет?
Мяч – мячик;
рука – …;
солнце – …;
трава – …;
плечо – …;
ухо – …;
таз – …
Оценка.
6 баллов – высокий уровень,
4–5 баллов – средний,
2–3 балла – низкий.
Задание Е.
Словообразование.
Если предмет сделан из железа, то какой он?
Железо – …;
дерево – …;
снег – …;
пух – …;
бумага – ….
Оценка.
4–5 баллов – высокий уровень,
2–3 балла – средний,
0–1 балл – низкий.
Задание Ж.
Общий словарный запас.
Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Оценка.
6–7 баллов – высокий уровень,
4–5 баллов – средний,
2–3 балла – низкий.
Задание З.
Исследование особенностей звукового анализа слова.
Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву «д», сразу хлопнешь в ладоши».
Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Это интересно
Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к
обучению иностранного языка
Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения – говорение – многоаспектное и сложное явление. Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии ...
Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной
зависимости у подростков
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать подростка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать подростка, пров ...
Основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...