pedagogyreview
Разное по педагогике » Социально-психологические факторы и условия, влияющие на процесс речевого развития детей дошкольного возраста » Экспериментальное исследование. Методы исследования

Экспериментальное исследование. Методы исследования

Страница 4

По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Зайчик; 2) Бабочка;

(С2) К «предпочитаемым»: 1) Ежик; 2) Белочка; 3) Муравей; 4) Банан 5) Цветочек;

(С3) К «пренебрегаемым»: 1) Яблочко; 2) Вишенка; 3) Медвежонок

(С4) К «изолированным»: 1) Груша; 2) Апельсин

Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений детей:

 Коэффициент благополучия отношений – КБО

КБО = (С1 + С2)/n

где С1 – количество «звезд»,

С2 – количество «предпочитаемых», а n – число детей в группе.

КБО = (2 + 5)/12*100% = 58%

Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,58) исследуемой группы определяется как высокий.

Коэффициент оптимальности отношений – КОО.

КОО = (С2+ С3)/n

где С2 – количество предпочитаемых в этих.

С3 – количество пренебрегаемых.

КОО = (6+2)/12 = 0,67

3 Коэффициент «звездности» – КЗ.

КЗ = С1/n = 2/12 = 0,17

4Коэффициент «изолированности» – КИ.

КИ = С4/n,

где С4 – количество «изолированных» в группе.

КИ = 2/12 = 0,08

5Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов (SВВ) в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов (SВ).

КВ = SВВ/SВ.

В нашем исследовании КВ = 16/36*100% = 44,4%

Коэффициент взаимности выборов детей в группе характеризуется как высокий.

Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что в группе детского сада есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, – I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие по 2 выбора – III группа, и дети, получившие по одному выбору, – IV группа. По данным социометрии в исследуемой группе детского сада в первую группу входит 2 человека, что составляет 17% от общего количества детей; вторая группа составляет 42% от общего количества детей; третья группа 25%; четвертая группа 17%.

Меньше всего дошкольников находятся в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы.

В благоприятном положении находится около 58% детей исследуемой группы. В неблагоприятном положении оказались 42% детей.

Исходя из результатов теста, средний показатель в группе – 35,2 из 50 возможных. Это говорит о том, что психологическая атмосфера в коллективе в целом положительная. Однако личная оценка колеблется в зависимости от того, насколько сам ребенок комфортно чувствует себя в коллективе.

Сопоставляя результаты двух проведенных тестов, можно заметить прямую зависимость между результатами теста на уровень развития речи и индивидуальной оценкой психологической атмосферы в коллективе. Так, дети, которые наиболее комфортно чувствуют себя в окружении одногруппников (результат теста по Фидлеру более 40 – «цветочек» и «яблочко»), показали самый высший результат в тесте «словарная мобильность». Большинство детей показали средние результаты по обоим тестам, но в подавляющем большинстве случаев отчетливо прослеживается зависимость результатов друг от друга.

Естественно, психологическая атмосфера в коллективе не является единственным фактором развития речи. Так, например, ребенок под обозначением «медвежонок» показал самый маленький коэффициент уровня развития речи, несмотря на сравнительно хорошую оценку психологической атмосферы в группе. В ходе беседы с воспитателем группы выяснилось, что это ребенок из неполной семьи, растет без отца. Мать ребенка много работает, а ввиду этого, ребенку часто не хватает родительского внимания, общения с взрослым.

Два ребенка, набравших самое большое количество выборов других детей в тесте «капитан корабля» являются обладателями наивысших результатов в тесте «словарная мобильность» («Зайчик» и «Бабочка»). Максимальный балл, набранный в тесте «словарная мобильность» в данной группе равен 12. Такой результат показали трое детей, «Зайчик», «Бабочка» и «Муравей», однако в тесте «капитан корабля» последний ребенок показал средний результат. Это говорит о том, этот ребенок не является лидером в коллективе, но имеет сравнительно высокий уровень развития речи. Воспитатель группы рассказала, что этот ребенок активен на занятиях, но не особенно общителен. Возможно, это вызвано тем, что ребенок большее влияние на этого ребенка оказывает не коллектив детского сада, а другие факторы (ребенку уделяется много времени в семье, родители занимаются его воспитанием и обучением, то есть внутрисемейная атмосфера весьма благоприятная)

Усваивая родной язык, дошкольники овладевают устной речью, которая является важнейшей формой речевого общения. Именно развитие речи и является главной и первостепенной задачей воспитания и обучения детей в детском саду. Эта общая задача включает в себя ряд частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной речи, развитие связной речи, и так далее.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Специфика деятельности учителя технологии в процессе обучения технологии
Рассмотрим поэтапно деятельность педагога. Первый этап – постановка целей управления качеством образования. Цели образования задаются государственными образовательными стандартами и программной документацией. Конкретизация целей технологии как учебного предмета проводится в два этапа. На первом эта ...

Принципы обучения лексической догадке
Овладение устной речью и чтением «невозможно без речевых навыков». Особую значимость в этом процессе приобретают лексические навыки. Ведущая роль лексическому компоненту отводится в структуре содержания обучения иностранному языку в целом. Лексические навыки разных видов речевой деятельности выступ ...

Характеристика этапов речевого развития в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза пара ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru