1) Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие?
2) Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
3) Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
Как правило, такие вопросы не вызывали у детей особых затруднений. Они уверенно называли два – три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), считались популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадали в группу отверженных (или игнорируемых).
Этапы проведения социометрического метода:
1) Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность).
2) Испытуемым предлагались вопросы.
3) Результаты выборов испытуемых фиксировались в таблице с указанием имени ребёнка.
4) Составление социометрической матрицы.
5) Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент оптимальности отношений, коэффициент «изолированности», коэффициент взаимных выборов).
1) Методика «словарная мобильность»
В следующей таблице приведены конечные результаты исследования по методике «словарная мобильность» для каждого ребенка по каждому из заданий теста.
Для удобства расчетов будем считать, что уровень развития речи соответствует:
Низкий уровень – 0 баллов
Средний уровень – 1 балл
Высокий уровень – 2 балла
Таким образом, максимально возможный балл в данном тесте – 16
В строке «коэффициент» за единицу принимается средний уровень развития речи.
2) Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру);
3) Социометрия «Капитан корабля»
Имена детей |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Ежик |
1 |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Зайчик |
2 |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Цветочек |
3 |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Яблочко |
4 |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Бабочка |
5 |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Медвежонок |
6 |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Вишенка |
7 |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Груша |
8 |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Апельсин |
9 |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Белочка |
10 |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Муравей |
11 |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Банан |
12 |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Число полученных выборов |
3 |
6 |
4 |
2 |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
3 |
3 | |
Коэффициент |
1 |
2 |
1,33 |
0,67 |
1,67 |
0,67 |
0,67 |
0,33 |
0,33 |
1,33 |
1 |
1 | |
Число взаимных выборов |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
Это интересно
Деятельность в контексте праздника
В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознав ...
Теоретические основы формирования творческих навыков будущего учителя
английского языка в процессе внеклассной работы в образовательном учреждении
Уже в самом начале необходимо отметить большое количество и многоплановость определений понятия "творчество". И это понятно, так как творчество – явление многогранное. Его загадочность в его непредсказуемости, в возможности творческой личности открывать самого себя. Попытки найти механизм ...
Истоки патриотизма русских воинов
Исторические и географические условия, в которых рождалась и крепла Россия, вынуждали ее постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Это не могло не сказаться на формировании особого отношения русских людей к военной службе. В народном эпосе, песнях, былинах, сказка ...