pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе » Чтение с листа

Чтение с листа

Для чтения с листа необходимы теоретические знания, достаточно развитые интонационно-ладовый слух и чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы и логики музыкальной мысли, умение выразительно передать её содержание при исполнении. Таким образом, для чтения с листа требуется определенная предварительная подготовка: даже при хороших музыкальных данных без обучения читать с листа учащиеся не могут.

В практики встречается слишком раннее включение в программу чтения с листа, потому удается учащимся с трудом; многие недостатки этого периода остаются на всю жизнь.

Для того, чтобы начать работу над чтение с листа, нужно владеть следующими навыками: умением петь без поддержки инструмента; чистотой, распевностью пения; умением мысленно представлять себе звуки; знанием нот и пониманием нотной записи.

Особенное внимание нужно обратить на воспитание внутренних представлений. «Мысленно готовлюсь» - один из важнейших этапов в процессе чтения с листа. Умение представлять себе внутренним слухом звучание нотной записи, иначе говоря – «предслышать» написанное – главное условие для успешной работы над чтением с листа.

Вся работа над развитием внутреннего слуха основана на осознании видимого нотного текста, на умении охватить его и понять. Этап «мысленно говорю» требует времени, во многом зависит от индивидуальных особенностей и поэтому не следует торопить учащихся.

Для чтения с листа большое значение имеет развитая память.

Упражнения для развития внутреннего слуха нужны не только на первоначальном этапе, но и в дальнейшем – при появлении новых интонаций в примерах для чтения с листа.

Педагогу следует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их.

Одним из важнейших принципов в обучении чтению с листа является последовательность в нарастании трудностей, умение правильно подбирать примеры. Определение трудности примера требует анализа довольно большого числа признаков. Обычно считают главными признаками тональность, ритмический рисунок, наличие хроматизмов, модуляций и т.д. При выборе пример следует учитывать еще следующие признаки: вокальные трудность, метроритм и форма.

Из этого следует, что педагог обязан специально работать над выбором примеров, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в воспитании навыка чтения с листа.

Техника чтения с листа требует обязательной тренировки, приобретаемой в упорной работе. Но вопрос о качестве навыка, об умении петь с листа решает не количество прочитанного, а разнообразие музыкально материала.

Это интересно

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности
Настоящее исследование посвящено изучению взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности. Цель данного исследования заключается в выявлении зависимости между уровневыми характеристиками внимания и тревожностью. Предметом данного исследования являлась взаимосвязь уровневых ...

Народное воспитание в наследии классиков педагогики
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отнош ...

Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования
Г. Песталоцци значительно расширил учебный план начальной школы, введя в него навыки чтения и письма, счета и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания. Процесс познания по Песталоцци, заключается в том, что "сперва из моря ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru