pedagogyreview
Разное по педагогике » Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как способ развития творческого мышления учащихся 9-х классов » Понятие «мышление», его сущностные характеристики

Понятие «мышление», его сущностные характеристики

Страница 4

Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Креативность помогает находить оригинальные решения сложных технических, организационных, научных проблем, создавать художественные произведения. Креативность не имеет ограничений для своих проявлений. Человек может проявлять свою творческую сущность и через проблематизацию привычных, хорошо знакомых ситуаций.

Особенности мышления подростков

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность к различным видам обучения, как к практическим, так и к теоретическим. Еще одной особенностью, которая раскрывается в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся в нежелании принимать все на веру.

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной любознательностью подростка, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

Подростки могут формировать гипотезы, рассуждать, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных интересов выходит за пределы школьных и приобретает форму познавательной самодеятельности. Стремление к самообразованию – характерная особенность подросткового возраста.

Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление.

То, насколько быстро подросток способен выйти на уровень теоретического мышления, определяет глубину постижения им учебного материала и развитие его интеллектуального потенциала.

Однако, в действительности многие подростки продолжают оставаться на уровне конкретного мышления.

В психологии особенно распространенным является деление понятия «мышление» на три вида: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Таким образом, наглядно-действенное мышление определяется и ограничивается возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними на практике.

На наглядно-образном уровне развития мышления человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления.

Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Для гармоничного, полноценного психического развития школьников необходимо развивать все три вида мышления одновременно в течение всего периода школьного обучения.

В силу индивидуальных особенностей у разных школьников имеется разная предрасположенность к этим видам мышления и это должен обязательно учитывать учитель в учебном процессе.

Приемы развития творческого мышления

Воображение – это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов на основе материала прошлых восприятий и представлений памяти.

При развитии творческого воображения на уроках литературы можно не только выявлять доминирующие интересы и способности конкретных детей, их умения и навыки, но и познакомить их с приемами создания творческих образов (гиперболизации, типизации, акцентировании и схематизации).

Развитие воображения нуждается в специально-организованной творческой деятельности.

Для развития творческих способностей учащихся современными учеными-методистами предлагаются следующие виды работ:

Словесное рисование. Введение этого приема требует особого психологического и художественного текста. В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа текста, то есть повторения без присоединения, а с другой стороны, устное рисование, побуждая воображение читателя, создает возможность появления произвольных, внеконтекстовых ассоциаций. Устное словесное рисование предполагает, что читатель, опираясь на образы созданные писателем, детализирует свое видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Химические и физические свойства молекул и веществ
В основе определения химических свойств находится молекулярная и структурная формулы веществ и реакционная способность. Обобщение химического эксперимента позволило создать теорию химического строения. Эта теория существенно обогатила науку о веществах, которой пользуются во многих других отраслях ...

Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего обращаем в ...

Особенности подготовки дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах
Многолетняя спортивная подготовка, по мнению многих специалистов – это единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп; оптимальное соотношение процессов обучения, воспитания физических качеств, формировани ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru