Жизнь человека ставит перед ним острые, неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, скрытного.
Следовательно, нужно – более глубокое понимание мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый индивид наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов. Прежних знаний оказывается недостаточно. Вселенная бесконечна, так же, как и процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти глубины неизведанного, нового. Каждый человек, когда мыслит, самостоятельно делает открытие чего-то нового. В связи с этим А.В. Петровский сформулировал определение мышления: «Мышление – социально обусловленный, связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредственного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы».
Однако, существуют и другие определения мышления. У С.Ю. Головина свое мнение, что «мышление – это одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредственным отражением действительности, это анализ, синтез и обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения». Р.С. Немов дал свое определение мышлению, он утверждает, что «мышление – это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности».
Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в восприятии и ощущениях, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. Но существует отличие мышления от других психологических процессов. Оно состоит в том, что мышление всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которые нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление, в отличие от восприятия, выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
Таким образом, мышление как познавательный процесс отличают следующие сущностные характеристики:
мышление начинается тогда, когда есть проблемы;
мышление всегда продуцирование чего-то нового;
мышление связано с творческим преобразованием действительности.
2. Особенности творческого мышления
Что же такое творческое мышление?
Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Д. Гилфорд. Он считал, что творческое мышление связано с доминированием в нем четырех особенностей:
Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, расширять функциональное применение на практике.
Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Творческое мышление – это мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами. Творчество является составным компонентом выполнения цели и способа деятельности, а также обязательным условием мастерства, инициативы и новаторства.
Это интересно
Значение педагогических идей Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...
Особенности проведения детских праздников в
крупных городах
Удачное проведение праздника для детей определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Поэтому зал (если мероприятие в помещении) заранее подготавливается и у ...
Пути формирования у военнослужащих патриотизма, преданности Отечеству и
верности воинскому долгу
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. В более широком понимании патриотизм представляет собой существенную часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных наст ...