Ни для кого не секрет, что в XXI веке человечество вступило в новую эру - эру информации. От того, насколько эффективно мы сумеем использовать информацию как стратегический фактор развития цивилизации, во многом будут зависеть не только благосостояние и стабильность нашего общества, но также и возможность преодоления глобального кризиса, дальнейшее существование человечества как биологического вида.
В условиях существенного возрастания социальной роли информации в жизни общества и ускорения процесса информатизации социального пространства необходимо в системе образования перейти на новые принципы изучения информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной дисциплины. При этом информатика должна стать не только эффективным средством поддержки педагогического процесса, но и весьма важным и необходимым предметом как технического, так и гуманитарного образования. Поэтому использование информационных технологий может коренным образом изменить процесс обучения и самообразования. Вот почему процесс информатизации играет такую важную роль в системе образования.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования. Это комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий, направленных на обеспечение оперативного сбора, обработки, систематизации, накопления, хранения, передачи информации и оперативного обмена ею участниками системы образования с помощью современных информационных технологий и телекоммуникационных средств. Информатизация системы образования является необходимым условием и важнейшим этапом информатизации России в целом. Кроме того, она позволит решать проблемы качественного изменения информационной среды системы образования; оптимально его стандартизировать; сделать процесс обучения максимально индивидуальным и дифференцированным; предоставлять новые образовательные возможности для ускоренного интеллектуального развития личности (системное мышление, развитое воображение и интуиция, чувство нового, коммуникативную компетентность и др.).
Цель информатизации системы образования состоит в интенсификации эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников педагогического процесса за счет целенаправленного применения средств информатизации; создании благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной, справочной и научной информации.
Инструментом информатизации образования являются средства информатизации. Они включают в себя информационные технологии, коммуникационные средства, техническое, программное, психологическое и педагогически полезное (целесообразность и эффективность) методико-дидактическое обеспечение. С расширением технических и педагогических возможностей средств информатизации разрабатывались научные подходы их применения в системе образования.
Основные направления информатизации образования связаны между собой не только единым объектом и общей целью. Они во многом дополняют друг друга. При этом каждое из них имеет собственные задачи, критерии и условия, определяющие эффективность их применения.
Необходимость применения средств информатизации в системе образовании диктуется следующими обстоятельствами: фундаментальные цивилизованные изменения, происшедшие в конце ХХ века, поставили на повестку дня вопрос о переходе к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технологий; приоритетное развитие призваны получить средства информатизации, играющие роль катализатора как научно-технического, так и социально-экономического развития общества.
В настоящее время в системе образования широко используются следующие средства информатизации: мультимедиа-технология, электронная почта, Web-серверы сети Интернет, видеоконференция, гипертекстовая технология, телеконференция. С помощью этих средств создается информационно-образовательное пространство. Оно представляет собой специфическое информационно-образовательное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений) и обеспечивает различные потребности работников образования.
Это интересно
Определение и методическая структура ролевой игры
К ролевой игре методика преподавания идет уже давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно происходит более полное осознание смы ...
Игры и упражнения для развития ручной моторики
Массаж рук Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько: Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению "от периферии к центру" - 6-8 раз, отдельно на каждой руке. Сгиб ...
Методика исследования уровня восприятия произведений живописи
у детей старшего дошкольного возраста
Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие живописи - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в картине, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор. Первым этапом при проведении диагностичес ...