pedagogyreview
Разное по педагогике » Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как способ развития творческого мышления учащихся 9-х классов » Понятие «мышление», его сущностные характеристики

Понятие «мышление», его сущностные характеристики

Страница 3

Экспериментальное формирование творческого стиля мышления связано с созданием принципиально новой модели учебной деятельности, способной развивать потенциалы и формировать творческую личность. Формированию творческого мышления учащихся в наибольшей степени способствует организация познавательного процесса на основе теории учебной деятельности.

Развитие творческого мышления подчиняется определенным принципам. Система образования ориентирует учащихся на усвоение тех идей, которые уже оформились как аксиомы, и при этом практически мало внимания обращается на развитие творческой потенции

Образование всегда ставило цель – дать учащимся широкие знания, и отсюда вытекает информативный характер обучения в ущерб развитию творческих способностей. Формирование творческого мышления предполагает вооружение учащихся некоторыми его принципами. К ним можно отнести:

Осознание доминирующих идей в педагогике, изменение или отказ от них.

Нахождение принципиально нового подхода к педагогическим явлениям.

Выход за пределы формально-логического мышления в решении педагогических проблем.

Восприимчивость к педагогическим новациям и положительному опыту.

Важно выделить особенности эмпирического, теоретического, диалектического и творческого мышления.

Эмпирический путь получения знаний предполагает сравнивание предметов и представлений о них, и выделении общих свойств.

Теоретический способ познания связан с анализом, направленным на выделение скрытого от наблюдения внутреннего единства внешне различных явлений.

При теоретическом анализе ученик выделяет противоречия, учится отражать диалектику вещей и постигать всеобщую связь и развитие, у него формируется обобщенный способ решения ситуаций.

Теоретическое знание возникает на основе преобразования предметов, это творческий процесс по переработке чувственных данных, отражения внутренних отношений и связей, после чего мышление выходит за пределы чувственных представлений.

Диалектическое мышление – высшая форма мышления, способная скрывать противоречия действительности как внутреннего источника всякого измерения и развития, выражать всеобщую связь в природе, обществе и мышлении.

Творческое мышление – это особый стиль мыслительной деятельности, порождающий нечто новое, ведущей к принципиально новым результатам в процессе предметной деятельности и переработке чувственных данных.

А способность ученика к изменению и преобразованию социального опыта является показателем творческого стиля.

Для творческой одаренности выделяются следующие параметры:

беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени);

гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов);

любознательность;

способность к разработке гипотез;

фантастичность.

Если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Под креативностью понимают способность человека отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения.

Учитывая то, что носителем творчества является человек, а креативность – его неотъемлемым атрибутом, мы определяем креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность проявляет себя многообразно, это - гибкость, быстрота, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа, проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Содержание взаимодействия учителя и учащихся в процессе гигиенического воспитания младших школьников
Одной из важных проблем в последнее время является вопрос о гигиеническом воспитании подрастающего поколения. Проблема гигиенического воспитания разрешилась с появлением валеологических программ, валеологических курсов, где здоровью учащихся стало уделяться больше внимания. В данное время гигиена и ...

Развитие речи младшего школьника
Как считает В.С. Мухина, первые годы жизни ребенка сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности - ребенок начинает входить в реальность образно-знаковой системы. В детские год ...

Формы контроля знаний по русскому языку
Известно, что качество овладения учебным материалом, успешность формирования ведущих умений в области языка во многом определяются тем, насколько осознанно и прочно усвоены учащимися теоретические положения школьного курса в национальной школе. Достаточно отчетливо проявляется указанный недостаток ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru