pedagogyreview
Разное по педагогике » Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как способ развития творческого мышления учащихся 9-х классов » Понятие «мышление», его сущностные характеристики

Понятие «мышление», его сущностные характеристики

Страница 3

Экспериментальное формирование творческого стиля мышления связано с созданием принципиально новой модели учебной деятельности, способной развивать потенциалы и формировать творческую личность. Формированию творческого мышления учащихся в наибольшей степени способствует организация познавательного процесса на основе теории учебной деятельности.

Развитие творческого мышления подчиняется определенным принципам. Система образования ориентирует учащихся на усвоение тех идей, которые уже оформились как аксиомы, и при этом практически мало внимания обращается на развитие творческой потенции

Образование всегда ставило цель – дать учащимся широкие знания, и отсюда вытекает информативный характер обучения в ущерб развитию творческих способностей. Формирование творческого мышления предполагает вооружение учащихся некоторыми его принципами. К ним можно отнести:

Осознание доминирующих идей в педагогике, изменение или отказ от них.

Нахождение принципиально нового подхода к педагогическим явлениям.

Выход за пределы формально-логического мышления в решении педагогических проблем.

Восприимчивость к педагогическим новациям и положительному опыту.

Важно выделить особенности эмпирического, теоретического, диалектического и творческого мышления.

Эмпирический путь получения знаний предполагает сравнивание предметов и представлений о них, и выделении общих свойств.

Теоретический способ познания связан с анализом, направленным на выделение скрытого от наблюдения внутреннего единства внешне различных явлений.

При теоретическом анализе ученик выделяет противоречия, учится отражать диалектику вещей и постигать всеобщую связь и развитие, у него формируется обобщенный способ решения ситуаций.

Теоретическое знание возникает на основе преобразования предметов, это творческий процесс по переработке чувственных данных, отражения внутренних отношений и связей, после чего мышление выходит за пределы чувственных представлений.

Диалектическое мышление – высшая форма мышления, способная скрывать противоречия действительности как внутреннего источника всякого измерения и развития, выражать всеобщую связь в природе, обществе и мышлении.

Творческое мышление – это особый стиль мыслительной деятельности, порождающий нечто новое, ведущей к принципиально новым результатам в процессе предметной деятельности и переработке чувственных данных.

А способность ученика к изменению и преобразованию социального опыта является показателем творческого стиля.

Для творческой одаренности выделяются следующие параметры:

беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени);

гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов);

любознательность;

способность к разработке гипотез;

фантастичность.

Если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Под креативностью понимают способность человека отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения.

Учитывая то, что носителем творчества является человек, а креативность – его неотъемлемым атрибутом, мы определяем креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность проявляет себя многообразно, это - гибкость, быстрота, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа, проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Исследование воздействия телевидения на воспитание подростков
Коммуникативные возможности телевидения, такие как оперативность, «эффект присутствия» делают его наиболее действенным инструментом управления личности. Исследовав продукцию современного российского телевидения и проведя ее сравнительный анализ телевизионной продукцией США, исследователи приходят к ...

Выявление результативности гигиенического воспитания младших школьников
Для выявления результативности Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в 2 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса на базе средней общеобразовательной школы №81 г. Караганды. В исследовании принимали участие 28 детей. Рассматривая состояние теории и практ ...

Организация практических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету
Важное место при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработка практических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям. Часы, отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости от результатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практически ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru