pedagogyreview
Разное по педагогике » Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как способ развития творческого мышления учащихся 9-х классов » Понятие «мышление», его сущностные характеристики

Понятие «мышление», его сущностные характеристики

Страница 2

Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей.

Для ученика творчеством является также субъективно вновь открытое знание, которое приобретено усилиями собственной мыслительной деятельности, или же развитие и закрепление в характере определенного личностного качества, например, чувства ответственности, настойчивости.

Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, интеллекта, это постоянная устремленность делать больше, лучше, чем раньше. В творческом деле человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои интересы и потребности, задатки и способности.

Творческое сознание – явление многофакторное и имеет сложную структуру, что делает его трудно определяемым. Описание сущности творческого мышления требует его определения как предмета психологии, выделения структуры, факторов, принципов, механизмов, критериев и его соотношение с другими видами и формами мышления. Попытаемся изложить некоторые эти особенности.

Творческое мышление является предметом изучения психологии. С этой позиции мышление учащегося – это, прежде всего, особый вид деятельности, который прямо или косвенно опосредствует его материально-предметную деятельность. Будучи обусловленным, в конечном счете, материально-предметной деятельностью, мышление должно исходить из факторов, которым эта деятельность подчиняется.

Творческое мышление необходимо должно быть диалектическим, т.е. для него характерно целостное понимание предмета в его глубинных взаимосвязях.

Творческое мышление как предмет изучения психологии – это непосредственное мысленное усмотрение связей в изучаемом предмете, в результате которого возникает или предметная реальность или субъективно новое знание, или же идеальный образ.

В структуре предмета творческого мышления возможно разделение на 2 блока. Это – научное и ненаучное творчество. В основе научного творчества можно выделить учебно-научное и собственно научное творчество, первое из которых и является предметом нашего специального исследования. Первое охватывает начальную, среднюю и высшую школу. Второе - может быть на эмпирическом и теоретическом уровнях.

На первом уровне происходит эмпирическое исследование, накопление материала для дальнейшего теоретического осмысления и формирования законов, теорий и т.д. Однако эмпирическое исследование само еще может протекать на двух подуровнях: чувственном и рациональном, а теоретический уровень творчества может быть на формально-логической или диалектико-логической основе.

Ненаучное творчество имеет такое же сложное строение; здесь можно выделить 4 основных блока: игровое, житейское, художественное и производственное творчество.

Игровое творчество возникает и протекает стихийно, ребенок присваивает общественные нормы поведения, развивает свое творческое воображение, как основу творческого мышления. Житейское творчество может быть как стихийным, так и целенаправленным, организованным. Художественное творчество, куда входит материальное, музыкальное, изобразительное, также может протекать в стихийной и организационной форме. И, наконец, производственное творчество. Если художественное творчество создает духовные ценности общества, то производственное – его материальную базу.

Вполне обоснованно утверждается, что творчество – природная функция мозга, поэтому творческие потенциалы заложены в каждом ребенке и могут быть развиты в процессе целенаправленного воспитания; развитие творческой личности школьников происходит только при соответствующей организации учебной деятельности: обучиться творческому стилю мышления ученик может только в процессе практического решения творческих задач, для чего требуется особая форма организации учебной деятельности, где учение должно превратиться в «квазииследовательскую деятельность».

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Проблема педагогического взаимодействия в научной литературе
Взаимодействие носит универсальный и объективный характер и рассматривается в науке как явление, методологическая категория, основополагающий принцип философии. Взаимные связи между явлениями существуют вне зависимости от человеческого сознания, и практически не существует явления, законна, категор ...

Управление дошкольным образовательным учреждением
В предыдущем разделе было сказано, что управление это процесс целенаправленного, осознанного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определённых целей, результатов деятельности. При этом субъект управления - это физическое или юридическое лицо, от которого исходит власт ...

Подготовка и организация праздника для детей
Подготовка и проведение праздника для детей– долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодол ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru