Коммуникативные возможности телевидения, такие как оперативность, «эффект присутствия» делают его наиболее действенным инструментом управления личности. Исследовав продукцию современного российского телевидения и проведя ее сравнительный анализ телевизионной продукцией США, исследователи приходят к выводу, что телевидение США своими программами и фильмами подтверждают ценности и нормы, установленные обществом, в отличие от телепродукции России. Телевидение играет сегодня, так же, как и в последнее десятилетие, немаловажную роль в социализации личности. В числе обычных, ежедневных занятий оно остается наиболее распространенным видом проведения досуга.
Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно широк и разнообразен. Предпочтение (также как и в чтении книг), часто отдается юмористическим передачам (их отметили 53% опрошенных). В этом контексте весьма красноречивым выглядит сравнение сегодняшних юмористических программ и тех, которые были созданы больше 20 лет назад. Передача «Вокруг смеха», к счастью, частично осталась в архивах, и отрывки из нее транслируются до сих пор. Вел ее известный, талантливый литературный пародист Александр Иванов, человек, обладавший тонким вкусом и чувством меры. Эти качества позволяли ему приглашать в студию действительно интересных юмористов и сатириков. Особенное внимание передача получала за счет сквозившего в некоторых юмористических выступлениях острого сатирического и даже политического подтекста. «Качество юмора» было таким, что с Ивановым охотно сотрудничали создатели 16-й, юмористической полосы «Литературной газеты», благодаря которым пополнялась рубрика «Нарочно не придумаешь». Она состояла из подлинных заявлений, объявлений, часто настолько абсурдных и смешных, что эти материалы вызывали настоящий восторг у аудитории
«Кривое зеркало» с Е. Петросяном, «Аншлаг» с Р. Дубовицкой, конечно, ни в какое сравнение ни по интеллектуальному, ни по культурному, ни даже по нравственному уровню с этой давней программой «Вокруг смеха» не идут. Разные интересы, разные мотивы. Комедийность и многомерные напластования смешного сменились двухмерными, примитивными комиксами, гримасами и кричащей, неприкрытой пошлостью. Раньше улыбались, обмениваясь символами культуры и образования, сегодня хохочут над собственными физиологическими отправлениями. Показательна в этом смысле попытка создания «альтернативной» юмористической передачи на телеканале «ТНТ» – «Камеди клаб» (своеобразный маркетинговый ход – коммерческая реакция на возникшую «нишу» на «рынке смешного»). Ее жанр был определен как Standup-comedy, как «протест против всего официального и скучного». Однако кроме матерщины и ограниченного круга тем, связанных с однополой любовью, ненавязчивой популяризацией наркотиков и все той же грубой физиологией здесь не найти ничего «бунтарского».
Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы стало невыгодно. Не выделяются средства государственной поддержки на создание качественного Российского кино. В связи с этим телевизионные канала закупают за рубежом телефильмы и телевизионные сериалы очень низкого качества.
Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая для широкой огласки. В наши дни программы новостей стали, практически: "Пособием молодого подрывника". С телеэкранов звучат названия взрывчатых веществ, способы их изготовления и наиболее грамотного применения. Откровенно рекламируется безнаказанность насилия и произвола в таких программах как «Программа Максимум», «Репортерское расследование», «Чрезвычайное проишествие». Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится об их раскрываемости и задержании преступников.
Даже в детских игровых, развлекательных программах пропагандируется внезапное материальное обогащение. Почему-то всё меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как "Что? Где? Когда?" раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег.
Но не все на нашем телевидении так плохо и, конечно же, по телевидению можно увидеть и другие программы. Например, передачу «Умники и умницы». Хотелось бы верить, что ее смотрят тысячи ребят, любящих историю, и тоже могут найти ответы на сложнейшие вопросы, которые не всем взрослым под силу. Ведь это поистине очень интересная передача, с помощью которой можно узнать много нового, того, что в будущем действительно пригодится. На нашем телевидении сейчас очень много познавательных передач, но в каждой из них можно найти много «минусов». По-нашему, только две из таких программ, где нет «минусов» или, по крайней мере, их не сосчитать. Вторая такая программа – «Своя игра». Даже несмотря на то, что в нее играют взрослые посмотреть ее можно. Также не очень плохая передача на Первом канале «Кто хочет стать миллионером?». Вопросы и ответы в этих программах совсем не о том, что показывают по популярным молодежным каналам.
Это интересно
Сущность понятия нравственное воспитание
С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Я.А. Коменский, И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе ...
Дидактические игры на уроках технологии как способ формирования творческой
деятельности
Подготовка школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями, которые являются вехами формирования творческой деятельн ...
Психологические методы усвоения знаний, лежащие в
основе обучающих программ
При разработке сценариев учебной работы целесообразно учитывать психологические закономерности усвоения знаний, установленные в педагогической психологии и позволяющие повысить эффективность процесса обучения. Рассмотрим некоторые наиболее известные и "технологичные" теории усвоения. Бихе ...