Фонематическое восприятие – настолько интересная составляющая часть языковой грамоты, что для его развития можно использовать массу пособий, игр и заданий. Проследим это на примере лишь некоторых конспектов и упражнений.
Конспект фронтального занятия. 2 период обучения.
Тема: «Звуки С – С ».
Цель: научить детей дифференцировать и правильно произносить звуки С-С.
Оборудование: волшебный мешочек, в нём предметы: письмо, собака, сабля, лисёнок, ананас, паста (зубная) и т.д., камешки и ватки, фланелеграф, картинки к игре на фланелеграфе: слива, апельсин, самолёт, ананас, сосиска, велосипед, конверты с сюжетными картинками.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Л: Ребята! К нам в гости снова пришёл «волшебный» мешочек. Он принёс нам новые звуки, которые мы будем учиться произносить. Давайте угадаем, какие звуки принёс мешочек.
Дети на ощупь определяют предметы. Садятся те, кто правильно назвал предметы: письмо, собака, сабля, лисёнок, ананас, паста (зубная) и т.д На индивидуальных и подгрупповых занятиях дети заранее учатся рассматривать эти предметы и анализируют их тактильным способом.
2. Определение характеристики звуков.
Л: Послушайте: собака, сабля, ананас. Какой звук слышится во всех этих словах?
Д: Звук С.
Л: Вспомните, какой это звук, и найдите его символ на доске.
Дети дают характеристику звуку: согласный, глухой, свистящий, подбирают символ-картинку «насос».
Л: А какой звук повторяется в этих словах: осёл, лисёнок, седло, селёдка?
Д: Звук С .
Л: Ребята, звук С звучит твёрдо, как камешек, а звук С - мягко, как ватка. Возьмите каждый камешек и вату и произнесите эти звуки, показывая, как они звучат. Дети поочерёдно произносят с-с-с, с –с –с и показывают то камешек, то ватку.
Л: Повторите: какой звук твёрдый? Какой звук мягкий?
3. Игра Живые слоги.
Логопед открывает фланелеграф; на нём хаотично расположены картинки. На столе стоят две корзины: на одной – синий флажок, на другой – красные губы.
Л: Ребята, надо в одну корзинку положить всё, про что можно сказать «синий», а в другую – всё, про что можно сказать «вкусный».
Дети по очереди подходят к фланелеграфу и раскладывают картинки, проговаривая: «Я кладу синюю сливу, а ты? – А я кладу вкусный апельсин» и т.д (Картинки: слива, апельсин, самолёт, ананас, сосиска, велосипед).
4. Физ. минутка.
Дети под музыку с закрытыми глазами поднимают руки вверх, раскачивают ими, как деревья ветками, и изображают ветер: С-С-С, С – С – С.
В это время логопед на стол каждому ребёнку кладёт конверт. Музыка стихает.
5. Развитие связной речи.
Л: Откройте глаза, возьмите конверты и достаньте оттуда картинки.
1-2 минуты дети рассматривают их.
Задание: расскажи, что изображено на картинке из конверта: кто где сидит и кто что несёт. Дети составляют предложения, в которых должно быть много слов со звуком С:
Собака сидит на стуле.
Соня сидит на скамейке.
Сова сидит на суку.
Солдат несёт саблю.
Садовник несёт ананас.
Старушка несёт сумку.
Логопед следит за чётким произношением звуков С – С .
6. Итог занятия.
Л: Ребятки, какие звуки нам принёс мешочек?
Д: Звуки С и С .
Л: В каких словах они живут?
Д: Собака, сосиска, солдат и др. какие вспомнят используемые на занятии.
Конспект подгруппового занятия. 3 период обучения.
Тема: Звук Ч.
Цель: закрепление правильного произношения звука Ч. Анализ и синтез односложных слов типа «кот» и двусложных слов типа «ручка». Составление предложений с разделительным союзом «или». Чтение слогов и односложных слов.
Оборудование: предметные картинки: чайник, ключ, мяч, кирпич, часы, бочка; картинки У – дача, У – дочка; конверты, в них картинки: книга, качели, чемодан, карандаш, печенье; тетради, ручки
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Л: Садятся те дети, которых я назову ласково: Сенечка, Леночка, Санечка.
Так называет всех по очереди.
2. Определение звука Ч.
Л: Посмотрите на картинки, назовите их, где стоит звук Ч?
Картинки: чайник, ключ, мяч, кирпич, часы, бочка.
Л: Повтори за мной:
Дети по очереди повторяют: ач-уч-ач-ыч
Уч-оч-ач-ыч
Ыч-оч-уч-ач
Яч-еч-ич-юч
Юч-яч-ич-еч
Яч-юч-ич-еч
Л: Я похлопаю, а вы скажите столько же раз слог АЧ.
Это интересно
Младший
и средний школьный возраст
Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Так ...
Контроль лексических, грамматических
и произносительных навыков
Формирование лексических, грамматических и произносительных навыков является средством развития речевых умений, поэтому они в чистом виде не могут быть объектом итогового контроля только при условии, что они включены в «коммуникативный контекст» [Фоменко, 2008]. Сами навыки могут проверяться в друг ...
Речь и развитие речевых процессов
Речь – основная форма общения, опосредованная языком. Основными функциями речи являются следующие: 1) Речь – самое совершенное, емкое, точное и быстрое средство общения людей. В этом заключается ее коммуникативная (межличностная) функция; 2) внутрииндивидуальная функция речи состоит в том, что речь ...