Профориентация – это помощь клиенту в выборе профессий, наиболее соответствующих его интересам, возможностям, а также пользующихся спросом на рынке труда. Ответственность за решения в этом случае лежит на клиенте. Задача же профконсультанта заключается в предоставлении клиенту условий, способствующих принятию эффективного решения. Консультант дает профессиографическую и диагностическую информацию, обсуждает с ним его проблемы, поведение, переживания и отношения, предлагает различные задания, способствующие выбору профессии, содержания и уровня образования, планированию карьеры, поиску работы и трудоустройству, адаптации на рабочем месте и, при необходимости, смене места работы или рода занятий.
Таким образом, профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации.
Система профориентации выпускников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения выпускника в интересах личности и общества в целом.
Цель системы профессиональной работы – подготовка выпускников к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.
Обычно учащиеся с выраженными интересами и склонностями практически не испытывают затруднений в выборе профессии, ориентируются на содержание труда, его процесс и результаты.
Под интересом в психологии понимается избирательная направленность личности на определенную область познания или деятельности.
Под склонностью же понимается потребность личности в определенной деятельности. Часто именно с интереса к какому-либо виду деятельности начинает формироваться склонность к ней.
Для изучения интересов личности в целях профконсультации могут использоваться и специальные анкеты, опросники.
Можно выделить два главных направления работы психолога по профориентации.
Первое – это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры выпускников, углубление их знаний по психологии.
Второе направление работы психолога – это проведение индивидуальных консультаций с подростками и юношами, предусматривающих диагностику, коррекцию и собственно консультацию.
Для грамотного построения профконсультационной работы психолог должен разбираться в особенностях и тенденциях развития мира современных профессий, обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и склонностей, владеть методиками психодиагностики, отчетливо представлять себе роль природного и приобретенного в становлении профпригодности, владеть методами коррекционной работы.
Очень часто как план для профконсультационной беседы используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:
Главная цель (кем я буду? чего достигну? какой трудовой вклад внесу?).
Цепочка более отдаленных конкретных целей (где буду учиться? первая работа, дальнейшие перспективы).
Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление, проба сил, самообразование и т.п.).
Возможные внешние препятствия.
Свои возможности.
Запасные варианты.
Ли и Лейбовиц предлагают следующие этапы планирования профессионального пути, особо подчеркивая, что данные стадии применимы ко всем видам карьеровых решений, вне зависимости от их сложности или возраста, в котором они принимаются.
Таб. 1. Этапы планирования профессионального пути
№ |
Этапы планирования |
Вопросы для изучения |
Деятельность |
1 |
Сбор информации |
Что необходимо сделать? |
Сбор и оценка информации |
2 |
Концептуализация |
Что возможно? |
Моделирование и визуализация |
3 |
Дизайн |
Что реально? |
Выработка стратегии |
4 |
Претворение в жизнь |
Какие шаги необходимо предпринять? |
Планирование действий |
5 |
Оценка (формирование нового плана) |
Что необходимо дополнить или изменить? |
Оценка и выработка нового плана |
Это интересно
Логика работы программы мастер- теста и представление статистики
результатов
Компьютерные мастер- тесты являются одни из средств обучения в рамках виртуально-тренинговой системы образования. Основные требования к программе заключается в ее соответствии индивидуально-вариативной форме обучения студентов. Этому требованию отвечает макроструктура компьютерной тестирующей прогр ...
Создание условий для укрепления здоровья детей
Совершенствование педагогического процесса призвано не только решать задачи образования, но также обеспечить охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Это тем более необходимо, что вследствие падения экономического благосостояний населения страны, несоответствия условий обучения и учебн ...
Дидактические раздаточные материалы социокультурной
направленности
Дидактические средства выполняют такие функции, как мотивационная, информационная, управление процессом обучения и оптимизационная. Функции эти чаще всего выступают вместе, образуя структуры, состоящие из двух, трех, или даже четырех слагаемых, причем одно из них выполняет роль доминирующего. Дидак ...