pedagogyreview
Разное по педагогике » Организация логопедической работы в дошкольном учреждении

Организация логопедической работы в дошкольном учреждении

К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.)

Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.

В связи с вышеуказанным тему исследовательской работы следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему коррекции речевых нарушений у детей в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, становление которой в России началось с конца 60-х годов ХХ века.

Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.

Цель исследования: теоретико-практическое изучение условий, задач и содержания работы в логопедической группе для детей с речевыми нарушениями.

Объект исследования: логопедическая работа в специализированной группе детского сада для детей с речевыми нарушениями.

Предмет исследования: диагностика, коррекция, планирование и программное обеспечение, условия эффективности логопедической работы.

Гипотеза исследования: преодоление речевого недоразвития обеспечивается посредством системы логопедической работы в коррекционной группе ДОУ общеразвивающего типа, что предполагает организацию следующих условий:

создание в группе условий: соответствующая предметно-развивающая среда, естественная речевая среда, особый режим работы, сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы, профессионализм педагогов, интеграция усилий логопеда, воспитателей и родителей;

систематичность, целенаправленность и поэтапность работы учителя-логопеда по программе, адекватной структуре речевого нарушения у детей;

взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателей группы.

Задачи исследования:

Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Дать теоретическое обоснование условий и содержания работы с детьми в логопедической группе.

Обосновать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с различными речевыми нарушениями.

Осуществить экспериментальное изучение речи детей логопедической группы и охарактеризовать условия, направления, программное обеспечение, методы и приемы коррекционной работы.

Обобщить результаты эксперимента и предложить рекомендации практическим работникам.

Методологическая основа исследования: работы Т.А. Власовой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной и др.

Методы исследования: теоретический анализ изученной научно-практической литературы и нормативно-правовых документов Министерства образования РФ, эксперимент, наблюдение деятельности учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной группе, логопедическое обследование, беседы с детьми, педагогами и родителями, изучение медицинской и психолого-педагогической документации.

Исследование проходило на базе МДОУ д/с второй категории № 66 «Теремок» г. Таганрога Ростовской области в логопедической группе.

Это интересно

Подготовка и проведение педагогического эксперимента
Для изучения самостоятельности в процессе игры в младшем школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление самостоятельной деятельности у мл ...

Значение развития моторики
Повышает тонус коры головного мозга. Развивает речевые центры коры головного мозга. Стимулирует развитие речи ребенка. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. Способствует улучшению артикуляционной моторики. Развивает чувство ритма и координацию движений. Подготавливает руку ...

Цели, задачи, методика констатирующего этапа исследования
Цель: выявить уровень развития у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет музыкальных способностей. Задачи: 1) разработать диагностическое задание на тему: «Развитие ладового чувства у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет»; 2) разработать диагностическое задание на тему: «Развитие музыкально-слуховых п ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru