Детей с высоким уровнем развития речи не оказалось совсем.
Обследование интеллекта детей показало, что у этих детей (20%) согласно психологическому заключению имеются проявления психолого-педагогической запущенности, отмечается снижение качества когнитивных процессов. У части детей отмечались нарушения внимания, мелкой моторики, а также симптомы неврологических нарушений (расторможенность, гиперкинетический синдром, минимальная мозговая дисфункция).
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил определить содержание и направления логопедической работы по формированию у дошкольников экспериментальной группы.
Обучение в логопедической группе на этапе формирующего эксперимента осуществлялось на основе программы для детей с общим недоразвитием речи (автор Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), апробированной авторами в течение 12 лет на всей территории Российской Федерации и одобренной Федеральным Экспертным советом Министерства образования. Основной сутью программы является устранение общего недоразвития речи через развитие основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики. В основе коррекционно-логопедической работы по данной программе используются принципы Р.Е.Левиной .
Логопедическая работа в основном осуществлялась на логопедических занятиях, которые являлись основной формой коррекционного обучения и предназначались для систематического развития всех компонентов речи и подготовки детей к школе. Программный материал имеет распределение на три периода обучения:
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь) с фронтальными (2 раза в неделю) занятиями и ежедневными индивидуальными и подгрупповыми занятиями, на которых идет развитие понимания речи и правильного звукопроизношения;
2 период (декабрь, январь, февраль, март) с преимущественным развитием монологической речи;
3 период (апрель, май, июнь), на котором ведущими становятся занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Основные задачи, которые решались на занятиях 1 периода, можно сформулировать следующим образом:
Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, употребления простых распространенных предложений и некоторых видов сложных фраз.
Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования разных типов предложений у детей вырабатываются умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание.
Наблюдение логопедической работы логопеда на занятиях показало, что весь процесс коррекционного обучения имеет четко выраженную коммуникативную направленность, непосредственное включение знаний и умений детей в общение друг с другом и со взрослыми. Логопед и воспитатель стремятся научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, в разных видах деятельности.
Это интересно
Функции педагогической деятельности
Педагогика - как наука - это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. Функции педагогической деятельности (функции (от лат.) - обяз ...
Внеклассное мероприятие по ОБЖ для младших школьников
Тема: Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера. Цели: обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных cитуациях, научить предотвращать эти ситуации. Предварительная подготовка: Команды заранее выбирают себе название и капи ...
Практические занятия по формированию и укреплению интереса к обучению у
младших школьников
Как же повысить учебную мотивацию младшего школьника? Способов много. Очень интересным нам показался опыт одной французской учительницы - Сесиль Лешас. «Сейчас не будем говорить об организации урока. Мне хочется рассказать о нескольких забавных мелочах, которые помогают моим ученикам заниматься с и ...