pedagogyreview
Разное по педагогике » Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников » Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Страница 4

В сказках животные наделяются меткими эпитетами и прозвищами, в которых народ выделяет черты их биологического поведения. Например: "Садись, косой!", или "сиволапый, чёрт" - обращение к медведю. В других сказках ("Терем - мухи") муха - горюха, комар - пискун, зайчик - попрыгайчик, бычок - соломенный бочок.

Повествование в сказках о животных, как правило, оживлено юмором: животные ведут себя как люди. Отсюда и возникает множество смешных, комических, забавных ситуаций, не соответствующих природе животных: лиса учит волка ловить рыбу, попадает головой в кадку с тестом, едет на волке и приговаривает: "битый небитого везёт", козёл прыгает волку в пасть, медведь делает себе липовую ногу и т.п.

Сказки о животных в композиционном построении просты и доступны для детского восприятия. Построены они на мотиве встрече животных друг с другом или с человеком. Повторяемость этого мотива ведёт к повторению сказочных словесных формул.

Так в сказке "Волк и лиса", зайчик рассказывает каждому встреченному персонажу, что у него была избушка лубяная, а у лисы ледяная, как лиса попросилась к нему жить, а потом его выгнала. Повторяется и утешение каждого героя: "Не плачь, зайчик, я её выгоню". К таким сказкам можно отнести сказки: "Теремок", "Терем мухи", "Колобок", "Репка" и т.п. В таких сказках однородные эпизоды даются с нарастанием или с ослаблением последующих эпизодов, а заканчиваются эффектной развязкой, представляющей как бы обрыв сюжета на более сильном или слабом звене, а иногда звене иного качества. Построение некоторых сказок ("Коза с орехами", "Смерть петушка") называют цепевидным. В таких сказках повторяется не одно звено, а все предыдущие звенья, до известного момента, когда повторение идёт в обратном направлении. Частые повторения в сказках помогают детям усвоить образцы народной речи.

Излюбленная речевая форма сказок о животных - диалог. Диалог придаёт сказке живость, поэтому хороший сказочник может при исполнении сказки, имитировать голоса животных, использовать жесты, мимику. Все эти средства помогают придать сказке живость, почти театральное исполнение.

Переходим к волшебным сказкам, в них рисуется особый фантастический мир, находящийся где - то "в тридесятом царстве, в тридевятом государстве". Всё, что происходит там, страшно, таинственно, чудесно. Отважный герой одолевает многоглавого Змея и Кощея бессмертного, мертвецы встают из могил, люди превращаются в животных, птиц, растения. В сказках действуют волшебные предметы: сапоги скороходы, ковёр - самолёт, шапка - невидимка.

Многое в сказках совершается по чудесному всесильному слову: вызывается Сивка - бурка, отворяются двери темницы, появляется скатерть самобранка.

В таких сказках отражаются волшебства магии: лечат настоями "чудесных" трав, едят молодильные яблоки, окропляют живой и мёртвой водой и т.д.

В сказках герои нарушают систему запретов, которые раньше служили как предостережение от опасностей, для своих родичей и соплеменников. Нарушив запреты старших, герои попадают в беду. ("Гуси - лебеди", "Привередница", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и др.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Это интересно

Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах
Данная система занятий по использованию лирических отступлений романа «Евгений Онегин» предназначена для учителя литературы 9-х классов основной общеобразовательной школы. Система занятий по теме «Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» разработана с учетом возрастных особенно ...

Тесты и тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа инте ...

Констатирующий эксперимент по определению исходного уровня духовно-нравственного развития младших подростков
Эксперимент проводился с сентября 2011 по май 2012 года. В нём были задействованы 20 учеников хорового отделения ДМШ № 7 города Иркутска. Как было сказано ранее, целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. В связи ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru