В домашнем быту печка стоит неподвижно - в сказке Емеля - дурак разъезжает на ней по всему царству. Таков общий принцип в построении сюжетов в сказках такого типа. Разумеется, в сюжете одной конкретной сказки этот принцип проявляется так, в сюжете другой - по - другому, в одной ярче, в другой бледнее. Но в основе художественного метода социально - бытовой сказки лежит именно это стремление "показать алогизм обычного", "вывернуть его наизнанку".
Герои социально - бытовой сказки часто выступают самые простые люди: бедный мужик, батрак, "мастеровой человек", солдат. Характеризуются они почти также, как и герои авантюрно - новеллистических сказок.
В социально - бытовых сказках образ Иванушки - дурачка, который действовал в волшебных сказках, изменяется и переосмысливается, наполняется новым содержанием. Переосмысление образа сказочного русского Ивана шло в двух направлениях, но в обоих случаях возникал образ так или иначе сниженный, "прозаический", карикатурный.
В социально - бытовых сказках герой часто оказывается третьим, младшим сыном. При дележе наследства старшие братья его обижают. Но сочувствия к нему по этому случаю, сказка не обнаруживает. Если в волшебных сказках был "Иван меньшой", "разум большой", то у нового героя разума то и нет. Он только и знает, что сидит или лежит на печи ("на печке лежал, да сопли в клубок мотал"). Правда это не сознательный бездельник или лодырь, но это дурак, который не может сделать хорошо, ни одного дела. Его ругают, и бьют (поэтому он "дурак набитый") - "да что толку: с дурака взятки гладки".
В сказке награждается и этот Иван; отсюда и поговорка: "дуракам везёт". Но богатство и счастье, получаемые дураком, - это уже не награда, а случайная удача. Глупость и нерасторопность, лень и праздность, неумение работать, болтливость и пустое упрямство, лживость - всё это осмеивается как пороки общечеловеческого характера, присущие многим людям из народа. Смех в сказках об Иване - дурне добродушный, беззлобный юмор.
С другой стороны герой в социально - бытовых сказках также рисуется вначале наивным дурачком и простофилей, затем обнаруживается, что это лишь маска, за которой прячутся ум, хитрость, ловкость, сноровка. Но все эти качества человека на "уме", направлены не на борьбу с фантастическим злом в образе Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, а с реальным, социально определённым врагом. Хитростью, обманом, притворством и ложью герой социально - бытовой сказки, бедный человек жестоко мстит своим прямым угнетателям: жадным, но глупым барам, попам, богачам, судьям, купцам. Добродушный юмор превращается здесь в беспощадную сатиру. Пороки, обличаемые в сказках на эти темы, те же самые: лень, жадность, неуменье взяться за дело и т.д. Но носителями этих пороков являются - дворянство, чиновничество, духовенство.
Раскрывая "алогизм обычного", народ доказал в своих сказках справедливость созданной им пословицы: "Мужик сер, да ум - то у него не волк съел". Народ верит в силу человеческого разума, справедливости и в сказках утверждает, что жизнь в классовом обществе устроена несправедливо. Носителем разума - догадки, находчивости, остроумия, житейской опытности т.д. - здесь выступает простой человек: мужик, солдат, сапожник и т.п.
Это интересно
Значение самостоятельных работ в обучении младших
школьников
Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования. Самостоятельное познание возможно лишь в том случае, ...
Анализ образовательного
процесса дошкольного образовательного учреждения на современном этапе
Зарождение новой идеологии дошкольного воспитания знаменовала собой "Концепция дошкольного воспитания" (1989 г.), созданная коллективом ученых Академии педагогических наук под руководством В.В. Давыдова и В.А. Петровского. Концепция сориентировала педагогов на изменение самого принципа по ...
Дискуссия о народной сказке
Русская народная сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и с народными сказками. Так в XIII веке епископ Серапион Владимирский запрещал “басни баять", а царь Алексей Михайлович издал в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец “ ...