pedagogyreview
Разное по педагогике » Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников

Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

Ни у кого не вызывает сомнения истина, что основы воспитания закладываются в раннем возрасте, характер формируется в первые годы жизни. Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства, - писал В.М. Бехтерев, - отражается губительно на всей жизни человека и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь. Если родители не обращают внимание на то, какими предметами играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что он рисует, то дети усваивают ряд неправильных, искажённых представлений, приобретает вредные привычки.

Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.

Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой. Русский лингвист, исследователь сказок В.Я. Пропп писал: "Сказка - символ единства народов".

В практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой нашего исследования являются методики и разработки профессора Н.Н. Светловской "Основы науки о читателе", опыт фундаментальных направлений методической науки - теории формирования читательской деятельности и самостоятельности у начинающего читателя; методика работы над выразительностью Л.П. Стрелковой; программа "Воспитание сказкой" Л. Фесюковой; Л.С. Выготский Психология искусства, Эльконин Б.Д. - волшебная сказка, а также труды "Морфология сказки" и "Трансформация волшебных сказок" В.Я. Проппа о результатах исследования множества волшебных сказок, Д. Родари - "Волшебные сказки или Д. Родари учиться сочинять сказки", а также на наш собственный опыт.

Объект исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние сказки на нравственное воспитание старших дошкольников.

Цель исследования: определить влияние сказки в нравственном воспитании старших дошкольников.

Гипотеза: мы полагаем, что нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если:

работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом;

будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей;

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

Раскрыть сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

Определить влияние сказки на нравственное воспитание;

Разработать методические рекомендации для педагогов по работе со сказкой.

Методы исследования - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анкетирование родителей; беседа с детьми; количественная и качественная обработка данных.

Это интересно

Проблема педагогического взаимодействия в научной литературе
Взаимодействие носит универсальный и объективный характер и рассматривается в науке как явление, методологическая категория, основополагающий принцип философии. Взаимные связи между явлениями существуют вне зависимости от человеческого сознания, и практически не существует явления, законна, категор ...

Характеристика проблемы речевого развития слабослышащих дошкольников
Речевое развитие детей с нарушениями слуха основывается на физиологической закономерности «формируемых у человека языковых процессов и взаимодействия между мозгом и языком». В специальной педагогике проблема развития ребенка с нарушениями в развитии как социальная осмыслена Л.С. Выготским, С.А. Зык ...

Психолого-педагогические аспекты тестирования
Введение в контекст обучения (шире российского образования) новой формы контроля-тестирования, приводит к изменению прежде всего восприятия и установок контроля, меняется вся обстановка, в том числе психологическая ситуация, связанная с формированием у участников тестирования положительного отношен ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru