Обратимся к словарю С. Ожегова и найдём определение сказки. "Сказка повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил".
Сказки - один из самых распространённых и богатых жанров устноэтического народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые. Живут они не только в устной передаче, но и в книге. Человечество не расстаётся с ними: сказочные образы витают над ними от предыисторических времён до нашего века, века новых открытий и технологий.
Вот какое мнение о сказках выразил народ в таких пословицах: "Сказка складка, а песня быль". "Сказка - складка, послушать сладко". "Сказка ложь, а песня - правда".
Таким образом, народ противопоставил сказку песне. Пословицы утверждают, что песня правдива, а сказка вымышлена, что красота песни в её напевной речи, а прелесть сказки - в искусном расположении выдумки.
Без выдумки и вымысла сказок действительно не бывает, причём многим сказкам действительно присуща не, только фантазия, но и фантастика, то есть неправдоподобный вымысел. Важно не столько в сказке вымысла, сколько его происхождения и характер, его цель и, главное отношение к нему народа.
Развиваясь вместе с народом, из века в век создающим и пересказывающим их, сказки изменяются не только по содержанию, но и по форме, - в частности по жанровым признакам, так как изменяется отношение к ним народа.
"В разряд сказок нередко переходили произведения таких жанров, которые имели своё, особое, происхождение. Так, со временем, по мере утраты веры в действительность того, о чём рассказывалось, в сказки переходили языческие мифы. Сказками становились христианские легенды, сказочной фантастикой обрастали исторические предания, затейливой выдумкой разукрашивались бытовые анекдоты. Былины, и исторические песни, если они начинали исполняться без напева и потому терять свойственную им стихотворную форму, тоже превращались в сказку.
Так же мы можем рассмотреть разновидности сказки. Эти сказка базируется на народно - этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно - педагогическим потенциалом.
Любая сказка на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности. Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: со временем, в пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д.
А.С. Пушкин писал о сказке: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Само понятие "намек", а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке, ее сюжете, ее образах. Само понятие "намек" подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем.
Это интересно
Методика развития координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в
детско-юношеских спортивных школах
Физическая подготовка дзюдоиста - процесс, направленный на развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей. В зависимости от применяемых средств различают общую, вспомогательную и специальную физическую подготовку. Общая физическая подг ...
Теоретические основы формирования творческих навыков будущего учителя
английского языка в процессе внеклассной работы в образовательном учреждении
Уже в самом начале необходимо отметить большое количество и многоплановость определений понятия "творчество". И это понятно, так как творчество – явление многогранное. Его загадочность в его непредсказуемости, в возможности творческой личности открывать самого себя. Попытки найти механизм ...
Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе
Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.). Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соот ...