pedagogyreview
Разное по педагогике » Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников » Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Страница 9

В исторической действительности крестьянин был крепостным, обманутым, приниженным и осмеянным. Это его барин называл "дураком" и "простофилей". В сказке мужик всегда торжествует над барином, одурачивает "умника", используя его жадность, зависть, хвастовство и другие слабости, изобличая барскую лень, неумение работать. Рассказывается, как мужик заставил встреченного им барина караулить под шапкой соловья, а на самом деле - кучу навоза. Сам угнал барскую тройку, явился к барыне, взял у неё денег и т.д. Принимая обличье "простака", "серого мужика", "дурака", мужик в глаза издевался над барином.

Сказки о богатом и бедном братьях близки по темам к сказкам о Доле и Недоле, о Правде и Кривде, но интересны они не столько своей моралистически-философской идеей, сколько конкретностью изображения реальные классовые взаимоотношений, социально - психологических качеств богача и различных форм закабаления.

Большинство сказок на этот сюжет оканчивается тем, что богач наказывается бедностью, а бедняк награждается богатством. Так происходит в сказке "Горе", где богатый брат позавидовал бедному брату. Бедный брат нашёл в яме золото, а в яму сбросил своё Горе и придавил его камнем. Богач полез в яму за золотом, приподнял камень, а Горе село ему на шею.

Своеобразие социально - бытовых сказок заключается в том, что действие их происходит в реальном мире, и всё лишь представляет "изнанку" этого же обыденного мира. Противоречия, столкновения, борьба, о которых повествуется в социально - бытовых сказках, сами по себе возможны, но заострены до предела, даны в гиперболическом виде, превращены в гротеск.

Социально-бытовым сказкам присущи некоторые общие черты сказочной поэтики. Образы героя и его противником носят предельно - обобщённый характер. Ни подробного описания внешности, ни глубокой психологической характеристики, ни развёрнутых картин природы или обстановки эти сказки не знают. Зато имена героев часто необычны, иногда с рифмованными прозвищами: Наум - взбрело на ум, Тихон - с того света спихан, Барьма - кутерьма. "Её герой чаще отставной лихой солдат, бедный мужик, крестьянский парень или батрак. Догадливостью, сметливостью и хитростью он ставит в смешное положение алчного хозяина, попа или барина, глупую попадью или барыню - помещицу" - писал А.Н. Нечаев в предисловии к социально - бытовым сказкам.

Герой этих сказок призван к тому, чтобы наказать, "проучить", обмануть своего социального противника. Он характеризуется только поступками, в действии, иногда дается его социально - экономическое положение: "бедный мужичок", "парень бедный окончательно", "Ондрон несчастный". И персонажи, которые противопоставлены главному герою этих сказок, имеют обобщённый характер: это любой барин, поп, попадья, любой богач. В сказке сразу, в одном - другом определении даётся ведущая черта персонажа: "В одном селе жил - был старик, да такой скупой, прижимистый…", "Жил - был у нас …скупой, прижимистый поп".

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно

Из истории учета успеваемости в советской школе
Как отражение стремления к полной демократизации новой, советской школы, которая должна была покончить с муштрой и зубрежкой, которые господствовали в царской школе, в первых документах, провозгласивших основные принципы работы советской школы (“Положение о единой трудовой школе РСФСР”, и “Основные ...

Основные положения педагогической теории Г.Песталоцци
Важнейшая цель воспитания, по мнению Г. Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Г. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, н ...

Группа как социально – психологический феномен
Понятие группы. Виды (классификация) групп. Большие и малые социальные группы. Определение малой группы и её границы. Классификация малых групп. Стили лидерства. Процесс принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности. Стадии и уровни развития группы. Социометрическое направление ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru