Сформировать прочные навыки здорового образа жизни у детей очень сложно без помощи со стороны родителей. Они являются для детей основным примером для подражания, поэтому образ жизни родителей все же является отправной точкой формирования будущего образа жизни подрастающего поколения. Поэтому именно работа с родителями выходит на первое место при поиске оптимальных путей для формирования у детей здорового образа жизни.
Россия находится в переходном периоде, ее экономическое, политическое и социальное устройство отличается нестабильностью. Характерным явлением стало расслоение общества. Соответственно у представителей разных слоев различные представления о ЗОЖ и иерархии здоровья.
Первая категория риска – дети из неблагополучных семей. Дети из таких семей часто лишены первого необходимого. Часть этих детей становится воспитанниками детских учреждений с полным государственным обеспечением. В большинстве своем дети адаптируются, получают необходимую медико-социальную и психологическую поддержку и вырастают нормальными членами общества.
Новую категорию группы риска составляют дети из сверхобеспеченных семей, особенно семей, которые приобрели капитал быстро и незаконно. Как правило, родители в таких семьях имеют низкий уровень культуры, низкий образовательный уровень, морально-этические представления у членов таких семей могут быть снижены, что при внешнем материальном благополучии создает тяжелый психологический климат и наносит вред здоровью ребенка.
Однако встречается и другая крайность. Есть семьи, где здоровье превращается в единственный культ. Каждый шаг ребенка оценивается с точки зрения пользы или вреда для физического состояния. В данном случае семейное воспитание наносит вред здоровью ребенка и делает его членом группы риска.
Педагогам следует учитывать различные варианты семейного воспитания и по возможности подвергать их коррекции.
Пример родителей ничем не заменим. В соответствии с социологическими опросами лишь 6% семей в России начинают день с зарядки, в США – 78% , в Японии – 75% , в ФРГ – 68%.
Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, только в этом случае возможен позитивный результат работы педагога. Этот раздел профилактической работы является определяющим в достижении нормализации здоровья детей. Современная медицинская наука утверждает, что «проблемы здоровья детей до семилетнего возраста – это проблемы их родителей». Если ребенок болеет, то в первую очередь следует искать и устранять причину его болезни в состоянии здоровья семьи: телесном, духовном и душевном. Без оздоровления родителей, без обучения их методам оздоровления ребенка и семьи, изменения их сознания в сторону здорового образа жизни невозможно вырастить здорового ребенка.
Возможны следующие направления работы педагогов с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней,
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе и с результатами обучения детей (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, информация в «родительских уголках»),
- организация различных мероприятий с участием родителей: спортивные досуги и праздники (например, «Папа, мама и я – спортивная семья»), походы, экскурсии с включение в них каких-либо спортивных мероприятий, совместные занятия с родителями и др.,
- организация родительского всеобуча по проблемам здоровья и оздоровления детей и родителей (лекции, консультации, вечера вопросов и ответов, семинары с участием педагогов, психологов и медицинского персонала ДОУ),
- организация родительских клубов по интересам («Здоровая мама – здоровый малыш», «Движение – жизнь», «Здоровая семья – спортивная семья» и др.),
- организация форм работы, стимулирующих ведение здорового образа жизни в семье вне детского сада. Это могут быть конкурсы детского рисунка на тему: «Мой любимый вид спорта», «Натюрморт из любимых продуктов» (акцент делается на полезных продуктах) и др.; составление рассказов на тему: «Как я провел выходной день», «С чего начинается мое утро»; конкурсы семейной фотографии на тему: «Как мы отдыхали летом», «У того здоровье лучше, кто со спортом неразлучен», «Как нам весело зимой» (лучшими являются те фотографии, где отражена позиция семьи, пропагандирующая здоровый образ жизни).
физический валеологический дошкольный здоровье
На основании изучения научно-педагогической и методической литературы в работе поставлены задачи и определены методы исследования, разработаны этапы организации исследования.
Это интересно
Анализ результатов обследования словарного запаса младших школьников с
нарушением интеллекта
Использование разных методических приемов для обследования речевого развития детей с нарушением интеллекта позволили установить картину сформированности семантического поля, выявить базовый уровень пассивного и активного словаря и конкретизировать объем лексического запаса на темы «Овощи, фрукты». ...
Особенности духовно-нравственного воспитания младших подростков
О подростках пишут на страницах журналов, в серьёзных монографиях публикуются результаты исследований вкусов, интересов, потребностей подрастающего поколения. О них думают, спорят, заботятся в семье и школе. Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитыва ...
Сущность, задачи, функции виды и формы педагогических советов
Педагогический совет - место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где даётся старт новым начинаниям и подводиться итог уже проделанной педагогическим коллективом работы. Педсовет создается в дошкольных учреждениях всех типов, независимо от вед ...