pedagogyreview
Разное по педагогике » Реализация проблемного обучения на кружковых занятиях учащихся 5-го класса » Кружок математики в 5 классе, организованный с помощью проблемного метода обучения

Кружок математики в 5 классе, организованный с помощью проблемного метода обучения

Страница 5

V этап. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами более подробно познакомились с римской нумерацией и выполнили несколько заданий со спичками. В качестве домашнего задания по этой теме следующая задача: Переложите две спички так, чтобы корова смотрела в противоположную сторону. Ответ зарисуйте в тетради.

Занятие №5 (фрагмент)

Тема: Математические ребусы.

Цели: Формировать навыки решения математических ребусов.

II этап: Актуализация.

Постановка проблемы

Задание №1. На листе бумаги был решен пример. Петя разлил чай, и часть примера стерлась. Помогите Пете восстановить решение примера, если известно, что складывали два двузначных числа, в результате получилось трехзначное число, оканчивающееся на 98.

Учитель: Необходимо восстановить решение примера. Что нужно сделать, чтобы мы смогли помочь Пете?

Ученик: Необходимо записать пример.

Учитель: Как мы сможем это сделать, если мы не знаем некоторые цифры? Чтобы это понять, решим следующее задание.

Задание №2. Ученик решал пример на сложение. После того, как он его правильно решил, другой ученик стер некоторые цифры. Помоги восстановить первоначальную запись:

Учитель: Как необходимо начинать восстанавливать пример, с конца или с начала?

Начинаем восстанавливать пример с конца, так как при сложении могут получиться единицы переноса, которые нужно учитывать в старшем разряде. При сложении четырех чисел, одно из которых неизвестно, а остальные три числа 0, 4 и 5. В результате, сумма этих чисел оканчивается цифрой 7. В сумме все эти четыре числа не могут давать 7, так как 4+0+5 = 9, значит, вместе со стертым числом они должны давать 17, а это возможно только в том случае, если стертой цифрой была 8. Вместо следующей звездочки стояла цифра 7, так как при сложении в младшем разряде образовалась единица переноса, а сумма всех этих цифр равняется 1.

Проводя аналогичные рассуждения, учащиеся восстанавливают весь пример:

Учитель: Теперь можем вернуться к примеру из задания №1.

Ученик: Необходимо записать пример, обозначив стершиеся цифры звездочками.

Учитель: Как же был записан пример?

Ученик:

Учитель: Можем мы теперь восстановить цифры, вместо которых стоят звездочки?

Ученик: Можем. Обращаем внимание на то, что сумма двух двузначных чисел является трехзначным числом, последние две цифры которого 98. Значит, в результате сложения двух двузначных чисел может быть только число 198. Это число может получиться только в результате сложения двух наибольших двузначных чисел, каждое из которых 99. Исходя из этого, можно сделать вывод, что пример выглядел так:

Учитель: Мы восстановили несколько примеров, в которых были неизвестны некоторые числа. Теперь мы переходим к решению математических ребусов.

III этап: Введение нового материала.

Задание №3. Как из трех кошек сделать одну собаку?

Учитель: Чтобы выполнить задание, что мы должны сделать.

Ученик: Сформулировать его на языке математики.

Учитель: Подумайте, что может означать на языке математики это задание?

Ученик: Нужно произвести какие-то действия над тремя кошками, чтобы получилась одна собака.

Учитель: Какое действие может быть использовано в данной задаче?

Ученик: Сложение.

Учитель: Как тогда можем записать это.

Ученик: Например

Учитель: Какие есть предположения как мы буде решать этот ребус?

Ученик: ???

Учитель: Тогда попытаемся выполнить несколько других заданий, чтобы понять, как решаются такие ребусы.

Задание №4. Мальчик написал записку с помощью шифра:

Как расшифровать сделанную запись, если известно, что мальчик пользовался русским алфавитом?

Учитель: Как вы думаете, как, используя русский алфавит, можно расшифровать эту записку и что тогда обозначают цифры в этом ребусе?

Ученик: Возможно, если необходимо использовать русский алфавит, нужно каким-то образом связать каждое число с буквой.

Учитель: Какая может быть установлена связь?

Ученик: Возможно, каждое число обозначает порядковый номер буквы в алфавите, вместо которой стоит число в данном ребусе.

Учитель: Попробуйте выполнить это задание, воспользовавшись этим предположением.

Ученик: перебор дерево событие.

Учитель: Как вы считаете, подтвердились ваши предположения. Смогли вы решить ребус?

Ученик: Да, так как в результате замены цифр соответствующими буквами получились слова.

Учитель: Какие же предположения мы можем сделать исходя из решения данного задания для выполнения задания № 3?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно

Дистанционные образовательные технологии как средство организации качественного школьного обучения
Дистанционное обучение – для учителей школы, еще совсем новая, неисследованная форма обучения. Еще много неясностей, много трудностей возникает у учителей, которые пробуют на практике применить технологии дистанционного обучения на своих уроках. Дистанционное обучение не столь уверенно и интенсивно ...

Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения – говорение – многоаспектное и сложное явление. Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии ...

Использование методик активного обучения
Несмотря на то, что о методе обучения накоплены обширные знания, существуют значительные расхождения в его определении и теоретическом осмыслении. Наиболее устоявшееся современное определение методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии, где сказано: «Методы обучения - способы работы у ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru